Алексей Репик выступил на парламентских слушаниях по бюджету и налогам

Президент «Деловой России» Алексей Репик выступил на парламентских слушаниях, посвящённых основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Слушания прошли во вторник 18 июля под председательством спикера Госдумы Вячеслава Володина.

В дискуссии приняли участие министр финансов Антон Силуанов, министр труда и социальной политики Максим Топилин, замминистра экономического развития Станислав Воскресенский, председатель Счётной палаты Татьяна Голикова, руководитель Федеральной таможенной службы Владимир Булавинов, председатели комитетов Госдумы – по бюджету и налогам Андрей Макаров, по финансовому рынку Анатолий Аксаков, по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев, – и другие.

«Деловая Россия» приветствует объединение ранее разрозненных основных направлений в единый документ и особенно практику обсуждения этого документа с деловым сообществом, отметил в начале своего выступления Алексей Репик. «Большинство инициатив, проработанное нами с рабочими группами, оказались учтены правительством, и в то же время есть целый блок предложений как в части формы документа, так и в части его положений, которые нам хотелось откорректировать», – продолжил он.

Говоря о форме, он посетовал, что пока не был услышан запрос бизнеса о формировании документа в виде, позволяющем сопоставлять основные направления из года в год. «Складывается впечатление, что автор основных направлений избирательно относится к идее подотчётности документа читателям, – пояснил глава «Деловой России». – Что из прошлогодних направлений выполнено, что в процессе, что не выполнено, почему не выполнено? Поменялась установка, не получилось? Что перешло в новую версию, что потерялось? Это достаточно сложно, нужно технично сопоставлять, выяснять, сравнивая прошлогодние версии с новой».

Уже несколько лет подряд в документе обсуждаются консолидированные группы налогоплательщиков, напомнил Алексей Репик. «Сейчас в новом документе о них просто ни слова, – констатировал он. – Хотя механизм крайне важный, но сейчас он доступен только крайне ограниченному количеству крупных, в первую очередь сырьевых, компаний, а средний, даже крупный несырьевой бизнес – за бортом». Он предложил уходить от введения новых привилегий и преференций только для естественных монополий и сырьевого бизнеса и распространять их на весь бизнес.

«Чтобы механизмы господдержки работали, и причем работали эффективно, компании должны иметь к ним равный и гарантированный доступ. То есть должна быть абсолютная уверенность, что данные меры господдержки будут получены при исполнении определённых заложенных условий в документах, а если уверенности в этом нет, то в бизнес-план никто никакую субсидию не включит и никакого влияния на инвестиционные решения она не окажет», – предупредил делоросс.

Он указал на принципиальную важность предсказуемости бюджетной, налоговой и таможенной политики и выразил надежду, что «Основные направления…» станут основой, гарантирующей эту стабильность.

В текущей версии документа не сказано ни слова про плановый контроль за трансферными ценами, обратил внимание Алексей Репик. «Пять лет действует внутрироссийский контроль, за это время собраны терабайты информации, но о результатах контроля мы не слышали, может быть, потому что их нет, а может быть, нам всё-таки о них расскажут и предложат скорректировать нормы, убрав внутристрановой контроль. Бизнес это очень волнует», – подчеркнул глава «Деловой России».

Он отметил, что Федеральная налоговая служба обеспечила «революционные» технологические возможности для сбора налогов. Но вывод сегментов бизнеса из тени и лучшее администрирование должно возвращаться к «белому» бизнесу снижением ставок налогов или хотя бы отменой избыточных форм отчётностей, сокращением срока возмещения НДС, убеждён Алексей Репик. «Тогда будет понятно, как это влияет на бизнес, потому что на сегодняшний момент в основном это идёт на дополнительные бюджетные обязательства, что никоим образом не снижает бремя на бизнес», – пояснил он.

Репик поддержал вошедшее в документ предложение ввести инвестиционный налоговый вычет. Но для стимулирования инвестиций в дополнение к вычету он считает необходимым реанимировать инвестиционный налоговый кредит и сделать так, чтобы не применяющаяся на практике норма о переносе срока уплаты налогов была расширена на весь перечень плательщиков, которые стимулируют инвестиционный рост и рост экономики, запуская новые проекты.

Вопросы налогового манёвра, связанные со страховыми взносами и НДС, в документе упомянуты завуалированно, конкретных примеров не приведено, указал Алексей Репик: «Но, если ориентироваться на сценарий, который раньше обсуждали, манёвр может привести к увеличению нагрузки на бизнес, в первую очередь на организации, создающие высокооплачиваемые рабочие места, из-за отмены пороговых значений». Он согласился, что необходимо снижать социальные взносы. Но делать это надо не за счёт отмены пороговых значений, подчеркнул лидер «Деловой России».

Предложения по налогам, вошедшие в «Основные направления…», сейчас проходят экспертную оценку в рамках комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике под руководством его председателя, директора Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилла Никитина.