«Позвони мне, позвони...» («Карнавал», 1981)

Член президиума генсовета «Деловой России» Ильдар Неверов:

Телефон у делового человека сегодня – это карнавал в кармане костюма. Много яркого, аппетитного для глаза контента, звуков, меняющихся сцен и картинок. Информация на любой вкус, возраст, цвет кожи и национальность. Обо всём и ни о чём. Целый день уходит на то, чтобы тыкать на кнопки в этом прямоугольнике с экраном и в конце дня получать в ответ какие-то короткие обезличенные записочки, не ведущие к толковому результату. Наряду с этим – куча информационного мусора.

Многие из нас размещают на экране телефона фотографии близких людей, которые при первой установке мило смотрят на пользователя, а потом фотография зарастает иконками мессенджеров, соцсетей и прочих «свайпов». Истинное подменяется мишурой.

Грустно, что мы стали вести дела так. Понятно, что эпоха господина Белла канула в Лету, но всё же вы можете представить Аристотеля Онассиса, создающего группу в Telegram, или Ли Яккоку, ищущего смайлик в Viber, или Алишера Усманова, спорящем с кем-то в WhatsApp до потери зарядки?

Настоящий бизнес в мессенджере не делается. Два года я, путешествуя, управлял процессами по Skype в профильных чатах. Ни к чему хорошему это не привело. Иллюзия управления, в то время как реальность совсем иная, она – хуже, гораздо прозаичнее.

Межличностные отношения в бизнесе никто не отменял. Мы такие же, как Строгановы, Морозовы, Рябушинские, Третьяковы, сто лет принимающие решения интуитивно, на подсознательном уровне. А как можно решить верно, если не слышать голос человека, не увидеть его глаза?

Надо звонить друг другу.

  1. Иногда это не к месту, невпопад, отвлекает и раздражает, но это и есть борьба за внимание. Такая же борьба ведётся за наши деньги, товары, время, положение, личное пространство. Но тут всё построено на любопытстве и жажде к движению. Звонят – значит, что-то нужно. Что-то нужно – значит, можно обратить в свою пользу. Не взять трубку – не получить нужное.
  2. Записки в мессенджерах по настоящему делу – это нечто развлекательное, несерьёзное, подростковое. Для организации встречи, короткого «ОК», «да» или «нет», смешной фотографии, дурацкой гифки – это мессенджер. А для того, чтобы донести что-либо важное – звонок, потом – встреча. Плохо, что многие считают свои, по сути, иногда незначительные проблемы всегда важными и звонят направо и налево, девальвируя ценность звонка и устраняя желание у абонента развивать отношения далее, тем более встречаться.
  3. Отправляя текст, вы себя лишаете возможности использовать свою харизму, голос, интонацию, акцент, чтобы добиться нужного результата. Сухой текст не заменит красноречивого устного тезиса.
  4. Менталитет мессенджера подходит китайцам с их вездесущим WeChat. Они едят, спят, занимаются любовью, бизнесом в этом чате. Или же японцам с их любовью к стерильности общения, подмененной реальностью, вплоть до женщины-робота. Русскому человеку нужно «потравить байку», рассказать анекдот, похвастаться, поплакаться, поругаться крепкими словами. Ну какое дело пойдёт гладко без наших традиционных подходов?
  5. Бесконтактное общение ведёт к депрессии. Оно создаёт дефицит общения, которое выливается в первый срыв, в неадекватность, то есть предприниматель начинает думать, говорить «короткими записочками».
  6. Хорошее доказательство незаменимости телефонного общения – это контакты с близкими людьми. У любого делового человека есть явная потребность простого человеческого общения с любимыми, семьёй. Никакие картинки в Viber это не заменяют.

Как правило, даже безумно занятый человек всегда найдёт время взять трубку, когда звонит его вторая половина или ребенок, а не будет переводить общение в чат. Ведь эти звонки – важные.

Если человек, которому вы звоните по делу, не берёт трубку, а потом не перезванивает, то не надо пытаться его оправдать. Ему просто не хочется общения с вами.

Если на том конце взяли трубку, то по интонации голоса вы понимаете, интересны вы человеку как собеседник или нет. Переписка в чате не покажет интереса визави или его безразличия. Вы можете получить вежливое, ни к чему не обязывающее общение, но не получить того, что нужно вам.

Звоните, добивайтесь внимания, пробивайтесь сквозь завесу занятости ваших абонентов, иначе останетесь один на один со своим любимым мессенджером.