Проблемы высшего образования обсудили на форуме «Сочи-2017»

Сессия «Вузы — центры развития регионов», организованная совместно с Минобрнауки РФ, прошла во вторник на Российском инвестиционном форуме «Сочи-2017». Модератором дискуссии выступил член президиума генсовета «Деловой России» Александр Рудик. Среди спикеров сессии был сопредседатель бизнес-объединения Сергей Недорослев.

Создание в регионах университетских центров инновационного, технологического и социального развития является ключевой целью приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», утвержденного президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Участники сессии обсудили, что необходимо для реализации этой задачи, как должны взаимодействовать бизнес, региональные власти и университеты, как бизнес может участвовать в постановке целей и задач развития центров, как использовать институт профессионально-общественной аккредитации в качестве инструмента оценки деятельности вузов.

«Все глобальные экономические вызовы завязаны на образовании, вся международная конкуренция превращается из традиционной конкуренции в борьбу за таланты и технологии. Эта данность требует переоценки роли базового элемента этой системы – образования, в частности вузов. Они из элементов передачи сакральных знаний должны превращаться в интеллектуальные центры, в центры производства инноваций», – задал тон дискуссии её модератор Александр Рудик.

Сергей Недорослев начал своё выступление с тезиса о том, что инженерные кадры надо готовить со школы, воспитывая в детях интерес к промышленности, гордость за неё, патриотизм. Очень важно и полезно проводить для школьников экскурсии на заводы, знакомить с конструкторами, инженерами, рабочими. «Когда дети своими глазами видят 28-метровый пятикоординатный станок, полностью разработанный и построенный их соотечественниками, среди которых могут быть и их родители, соседи, они испытывают гордость за страну, “загораются” и в итоге поступают в инженерные вузы, – привёл он пример из практики компании «СТАН». – Многие хотели быть банкирами, а после таких экскурсий передумывают и становятся отличными инженерами».

Сопредседатель «Деловой России» также обратил внимание на необходимость развития опорных вузов в регионах. «Из Москвы кадров не нашлёшься, надо готовить их на местах, поближе к производству», – сказал он.

Упомянул Сергей Недорослев и о важности культурной среды на производстве, единых ценностей в трудовых коллективах, «когда рабочие понимают, что говорит руководитель, а руководитель понимает, что говорят акционеры». «В 1990-е случился разрыв, когда многие друг друга не понимали, но сейчас эти связи восстанавливаются», – констатировал делоросс.

Он посетовал на недостаточное взаимодействие вузов с бизнесом. Хотя в некоторых учебных заведениях имеются базовые кафедры предприятий, предпринимателям как будущим работодателям выпускников надо в целом активнее участвовать в образовании, в разработке учебных планов, убеждён Сергей Недорослев. Для такого взаимодействия при вузах он предложил создать, в том числе через «Деловую Россию», которая присутствует практически во всех регионах страны, совещательные и координационные органы, советы потребителей, в которые бы вошли основные работодатели выпускников этих вузов. «Предприниматели бы многое могли подсказать на месте региональным вузам», – уверен делоросс.

В сессии также приняли участие вице-премьер России Ольга Голодец, врио губернатора Томской области Сергей Жвачкин, научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин, ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский, ректор Тюменского госуниверситета Валерий Фальков и другие.