Елена Ямина: Бизнес - это социальное предпринимательство

Елена Ямина, руководитель комитета СРО «Деловая Россия» по работе с муниципальными образованиями, помощник депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, рассказала областной газете о социальном предпринимательстве.

Сейчас уже с полным правом можно сказать, что социальное предпринимательство активно развивается в России. Это направление не только помогает вовлекать в бизнес слабо защищённые социальные слои за счёт расширения границ платёжеспособного спроса, но и создаёт новые объекты экономической инфраструктуры. 
Принято выделять четыре признака социального предпринимательства. Во-первых, деятельность предприятия должна быть направлена на смягчение существующих социальных проблем. Во-вторых, в своей работе предприятие должно применять новые уникальные и инновационные методы. В-третьих, оно должно обладать признаками финансовой устойчивости, то есть решать социальные проблемы за счёт доходов, получаемых от собственной деятельности. Четвёртый признак – это масштабируемость, то есть возможность передать полученные навыки другим компаниям, рынкам и даже странам. За счёт такого предпринимательского подхода социальное предпринимательство серьёзно отличается от традиционной благотворительности, так как, помимо социального эффекта, направлено прежде всего на зарабатывание денег.
Социальное предпринимательство повышает экономическую эффективность, так как вводит в оборот ресурсы, которые ранее в таком качестве не использовались. Причём это касается неиспользуемых не только материальных, но и человеческих ресурсов, например социально незащищённых групп: людей с невысокими доходами, этнических диаспор и т.д. Таким образом, работая с социально незащищёнными слоями населения, бизнес может не только получать прибыль, но расширять рынок и создавать огромное число новых потребителей. Для того, чтобы это стало возможным, крупным фирмам следует сотрудничать с организациями гражданского общества и местной власти.
В настоящий момент, по данным Агентства стратегических инициатив, в России социальным предпринимательством в том или ином виде занимается только около 1% компаний, но для улучшения ситуации необходимо его увеличить хотя бы до 10%. Необходимо открывать возможности и создавать условия для развития предпринимательства в отечественной социальной сфере. Это даст приток новых идей, технологий, повысит качество услуг, создаст сотни тысяч рабочих мест. 
Как эксперт при Общественном совете министерства социальной политики, я считаю, что для дальнейшего развития социального предпринимательства необходимо разработать отдельный закон о социальном предпринимательстве, а также доработать и расширить законодательные акты, в частности закон о НКО, и дополнить его более подробным описанием деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Проект такого законопроекта уже есть, в частности в нём предлагается прописать субъекты социального предпринимательства, включая коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, обозначить требования и ограничения для такого рода деятельности, а также установить налоговые льготы, на которые могут рассчитывать такие энтузиасты. Более того, следующим шагом могло бы стать создание отдельных корпоративных форм или типов компаний для субъектов социального предпринимательства. 
Нам предстоит трудный год, но жизнь продолжается!

Источник: http://www.oblgazeta.ru/media/newspaperpdf/pages/2014-12-30_og_242_4.pdf