Леонид Гункевич: в кризис чтобы остаться на месте надо работать

Леонид Гункевич: в кризис чтобы остаться на месте надо работать, а чтобы двигаться вперед — работать в два раза больше 

2014 год стал для свердловского отделения «Деловой России» во многом переломным. О том, что удалось сделать в году минувшем, о планах на будущее рассказал лидер свердловских делороссов Леонид Гункевич. 

— Чем ознаменовался на Ваш взгляд для бизнеса минувший 2014 год? 
— Прежде всего, хотелось бы сказать, что мы столкнулись с непоследовательными, противоречивыми шагами федеральной власти, когда с одной стороны звучали речи о необходимости либерализации бизнеса, и, в то же самое время, в законодательство вносились изменения, реально усложняющие условия ведения бизнеса. Это очень тревожный сигнал, поскольку развитие предпринимательства возможно только при долгосрочных, понятных правилах игры. Иначе никак. 
Что касается конкретно Свердловской области, то не могу не отметить позитивные изменения, которые происходят на уровне региональной власти. Правительство Свердловской области сегодня настроено на абсолютно верную бизнес-волну. И как следствие, мы по большому счету, не ухудшили, а улучшили свои позиций по условиям ведения бизнеса. 
Стоит отметить, что в 2014 году, учитывая важность вопросов, связанных с привлечением инвестиций в регион, было создано специальное министерство (министерство инвестиций и развития), которое возглавил первый вице-премьер Алексей Орлов. И это же тоже показатель того, как руководство области относится к решению данных вопросов. 
Безусловно, 2014 год стал для бизнеса годом санкций и кризиса. Но при этом появились новые возможности. И сейчас, именно от того, как мы сможем использовать эти возможности, зависит то, как будет развиваться регион и страна. 

— Каковы итоги года для свердловского регионального отделения «Деловой России»? 
— Мы выросли количественно и качественно. Наша работа стало более заметной. Мы стали более активно взаимодействовать с другими общественными организациями: есть положительный опыт работы и с Опорой России, с СОСПП, УТПП, АСИ. Самое главное в том, что нам удалось синхронизировать свою деятельность, мы научились взаимодействовать, распределили функции. То есть, каждый взял себе тему, в которой он более силен. 
Например, основные направления деятельности «Деловой России», это инвестиционный климат, противодействие коррупции и работа с муниципальными образованиями. Это не значит, что мы не работаем по другим темам, но, к примеру, в вопросах промышленной политики более сильные позиции у СОСПП. Значит, они и будут главными на этом участке. 
Кроме того, одной из важнейших стала работа по внедрению процедуры по оценке регулирующего воздействия. И мы будем продолжать заниматься этой темой, потому что она крайне важна. Предприниматели, как мне кажется, именно через процедуру ОРВ, наконец-то увидели, что инструменты выстраивания диалога с властью есть. Нужно только научиться им пользоваться. 
Помните ситуацию с законом по ограничению продажи пива? Благодаря совместной работе мы доказали, что малый и средний бизнес может консолидироваться и совместно отстаивать свои интересы. 

— Как строится взаимодействие с органами власти? 
Что касается взаимодействия с органами власти. В этом году появилось совместное понимание в необходимости получения общественного одобрения, общественного согласия принимаемых решений. «Деловая Россия» является для органов власти, для лиц принимающих решения, одним из инструментов обратной связи. Именно мы можем рассказать, что где как не работает или работает не так. 
При этом проблемы, конечно, есть. И самые главные из них лежат на уроне исполнителей: принимаются очень здравые, своевременные, современные управленческие решения, но как только дело доходит до исполнения — начинается, по сути, саботаж. От чего это происходит, лично мне пока не понятно — то ли от нежелания что-то менять, то ли еще что-то. Очевидна заинтересованность первых лиц области изменить ситуацию в лучшую сторону, найти новые решения, применить новые практики. Но на местах всем проще делать так, как они привыкли, ничего не меняя. Поэтому, я надеюсь, в ближайшее время чиновничий аппарат ждут структурные изменения. Это просто необходимо делать. Необходимо создавать внутреннюю конкуренцию, сокращать, оптимизировать работу. 
Вообще, синдром исполнителя — это большая проблема и с ней нужно бороться всеми доступными способами. И это касается не только чиновников. Возьмем, к примеру, торговую сеть. Вы же не думаете, что собственник как-то специально выстраивает схему, чтобы продавать вам просроченный товар. Ему и не нужно это. Все регламентировано. Просроченная продукция возвращается производителю и это нормальная практика. То есть, собственник даже не теряет ничего. Однако, то там, то здесь, мы слышим о продаже «просрочки». Что это значит? Значит, что на уровне магазина кому-то просто лень заниматься возвратными накладными, сортировкой товара и т.д. И все это попадает на прилавок. Уверен, что любой подобный случай, о котором узнает собственник, заканчивается разбирательством и наказанием. 

— И все-таки главная тема сейчас — кризис? Есть понимание того, что нужно делать
— Мое мнение — нужно работать. Причем работать с удвоенной энергией. Если даже вам кажется, что ваши усилия пропадают впустую, поверьте, это не так. Во-первых, ваша активность, позволит вам остаться в повестке, что в свою очередь дает возможность понимать — куда и как развиваются те или иные процессы, как реагируют рынки на какие-либо явления, как реагируют на это власть. То есть, вы получаете огромное количество обратной связи, которое в конечном итоге и позволит вам принимать правильное решение. Может быть, стоит просто перенаправить усилия, скажем, больше внимание уделить не инвестициям, а маркетингу. 
Только это позволит в момент, когда кризис закончится оказаться в высшей точке, на пике. Поэтом нужно работать. Вариант «посижу-пережду» губителен и нерационален. 

— Вы сказали, что сейчас время возможностей. На ваш взгляд, что мешает отечественному бизнесу развиваться? 
— Чрезмерная зарегулированность всех процессов, позволяющих начать или развивать бизнес. Невозможно, например, просто начать производить колбасу. Если действовать строго по всем законам, инструкция и т.п., которые существуют сегодня, у вас ничего не получится. Поэтому для развития, прежде всего, необходимо чтобы законодатель снял эту зарегулированность. И тогда, для того, чтобы открыть ресторан, надо просто открыть ресторан. Уведомить власти для статистики и может быть согласовать, например, внешний вид, чтобы вписывался в городскую архитектуру. 
Сегодня, к примеру, для ресторатора главным является некий проверяющий – неважно кого он представляет: СЭС, пожарных, налоговую. А главным должен стать потребитель конечного продукта. Ведь именно ему решать – можешь ты работать или нет. Если ты просто работаешь плохо, то он не поддержит тебя рублем, и ресторан закроется. 
Уверен, и говорю об этом давно, если сейчас убрать лишние препоны, то малый бизнес может так рвануть вперед, чтоб это даст толчок развитию всей экономики. 
И еще один важный момент, который касается уже, собственно бизнес-сообщества. Есть так называемые лидеры общественного мнения. Люди, которые, так или иначе, имеют доступ к СМИ. И почему-то именно они, вместо того, чтобы доводить до широких масс тезис о необходимости участвовать в общественной жизни, своим примером показывать, как можно конструктивно действовать, все свою энергию расходуют на то, что бы критиковать. 
Тебе что-то не нравится. Есть множество вариантов, не разглагольствовать, а попробовать поменять. Например, ты вступаешь в общественную организацию, в «Деловую Россию». И сразу появляется возможность донести свое мнение, повлиять на ситуацию. Это нормальный рабочий институт. 
Ведь если мы вместо того, что бы критиковать вообще, начинаем указывать на частности, то многие проблемы решаются. Еще пару лет тому назад, вопросы техприсоединения казались неразрешимой проблемой. И было модно ругать энергетиков. Но как только мы вступили с ними в диалог, объяснили, что конкретно нужно поменять, все сдвинулось с мертвой точки. Причем выиграли все. 

— Если можно, расскажите о планах, задачах, которые ставит перед собой отделение на 2015 год?
— Мы будет продолжать реализацию тех проектов, которые начали в году минувшем. Мы хотим – чтобы предприниматели воспринимали нас, как живую нормальную человеческую структуру, способную решать злободневные вопросы. Кроме этого, как я уже говорил, мы должны поддерживать статус качественного источника обратной связи для Правительства области. Не критикуя персоналии, но критикуя шаги, действия, решения. Только такой подход позволит решать как системные, так и конкретные вопросы. 
В 2015 году свердловское региональное отделение «Деловой России» будет реализовывать, так называемый, клубный формат. То есть, мы организуем общение людей, связанных общими интересами, для решения в том числе и бизнес-вопросов в неформальной обстановке. И здесь должны рождаться стартапы, идеи и т.д. Формат предполагает широкий спектр общения по интересам. Это будут занятия спортом, семинары по синемологии, ярмарки, дегустации и многое другое. 
По сути, мы создаем бизнес-инкубатор нового типа, без осваивания дополнительных средств. Ведь что такое бизнес-инкубатор? Это мотивированное принуждение к общению бизнесменов, занятых в одной отрасли. Наша задача объединить людей по интересам, создать новые орбиты знакомств и взаимоотношений. Надеюсь, что в ближайшее время мы проведем полномасштабную презентацию клубного проекта. 
Кроме этого, «Деловая Россия» – это экспертное сообщество. Наша задача защищать общие интересы всех предпринимателей, работать с органами власти, выявлять, обсуждать и влиять на принятие решение по актуальным вопросам