Белые пятна крымского офшора

С 1 января в Крыму начала работать Свободная экономическая зона, срок действия которой 25 лет. Пока её официальными участниками стали только пять субъектов бизнеса, а максимальный объем инвестиций от одного юрлица составил чуть менее 1 миллиарда рублей. Но законодатели уверены, что полуостров вскоре станет новым магнитом для крупных инвесторов России и зарубежья, даже не смотря на санкционные риски. Впрочем, в механизме действия крымской зоны сегодня достаточно «белых» пятен, и пока до конца не ясно, как будут реализовываться на практике те или иные положения закона о СЭЗ.

 

Крымские резиденты под вопросом

Проект Свободной экономической зоны в Крыму, по признанию чиновников, «затачивался» именно под местный бизнес. Это и отличает идеологию закона о крымской СЭЗ (ФЗ-377) от нормативно-правовой базы тех особых экономических зон, которые сегодня существуют в России – от Калининграда до Дальнего востока. Этим же объясняются и низкие пороги входа для инвесторов: 3 миллиона рублей для малого и среднего бизнеса и 30 миллионов для крупного – совершенно символические вложения.
«Нам нужно было создать для существующего здесь бизнеса новые возможности, помочь переориентироваться на Россию, создать максимально благоприятные условия в Крыму по сравнению с другими частями РФ, – комментирует для Znak.com заместитель министра по делам Крыма Андрей Соколов. – Это позволит компенсировать в какой-то степени политические риски, связанные с санкционной ситуацией, которые имеют место в отношении Крыма».
При этом законодатели не сомневаются, что местный бизнес изыщет средства для инвестиций несмотря на то, что большинству крымских предприятий, существующих в правовой системе Российской Федерации, менее года, а банки не кредитуют бизнес столь юного возраста. Впрочем, способы обеспечения проекта финансовыми ресурсами не входят в спектр интересов администрации СЭЗ. «Мы исходим из того, что у инвестора есть деньги или он знает, где их взять. Мы готовы под его проект предоставить налоговые, таможенные, инфраструктурные условия. К тому же годовой срок – это формальный критерий. И мы ведем работу с системообразующими по крымским понятиям банками относительно предоставления механизмов кредитных ресурсов для крымских компаний с учетом особенностей нынешней ситуации», – говорит Андрей Соколов.

 

Оптимистичные взгляды чиновника на кредитную ситуацию в Крыму не разделяет партнер АГ «Капитал» и сопредседатель свердловского отделения «Деловой России» Ирина Екимовских. «Законодатели говорят, что зона создавалась именно под крымский бизнес, однако инвестиционные условия предполагают доступ к источникам финансирования, а новые компании, как известно, не будут кредитоваться в течение года. По регламенту Центробанка нужны дополнительные резервы, и банки на это не пойдут», – уверена Ирина Екимовских.

 

В то же время бизнес с материка, имея достаточные резервы для вхождения в Свободную экономическую зону Крыма, не упустит возможности оптимизации. В этом уверены как чиновники, так и экономические эксперты. Наибольшими точками притяжения являются значительные налоговые и таможенные льготы.

 

Отделить налоги от налогов

Потенциальный участник СЭЗ должен быть зарегистрирован на территории Республики Крым, состоять на налоговом учете в налоговом органе и иметь инвестиционную декларацию, соответствующую установленным требованиям. Закон не устанавливает какие-либо ограничения относительно организационно-правовой формы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые могут стать участниками СЭЗ. Понятно, что войти в зону не смогут филиалы и представительства, потому что это не самостоятельные субъекты бизнеса. В случае открытия в зоне второго юридического лица при наличии общего учредителя, данные компании будут взаимозависимыми, и ценообразование между ними будет контролироваться налоговым органом. При этом одна компания будет находиться в льготной налоговой системе, а другая нет.

 

Список налоговых льгот для участников СЭЗ внушителен, самой существенной из них является пониженная ставка по налогу на прибыль. В федеральный бюджет налог на прибыль не уплачивается резидентом зоны на протяжении 10 лет с момента получения первого дохода, а ставки налога, перечисляемого в региональный бюджет, более чем лояльны: 2% – в течение первых 3-х лет, 6% – с 4-го по 8-й годы работы, 13,5% – с 9-го года. Участники СЭЗ на 10 лет освобождаются от уплаты налога в отношении имущества, находящегося на балансе этих организаций и созданного или приобретенного в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ. Освобождается резидент и от уплаты земельного налога в течение трех лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. Условие – земельный участок должен располагаться на территории СЭЗ и использоваться в целях выполнения договора. Общий размер страховых взносов снижен до 7,6% в течение десяти лет, но нужно помнить, что льгота по страховым взносам распространяется только на те предприятия, которые получили статус резидентов зоны не позднее чем в течение трех лет со дня создания крымской СЭЗ. И хотя данные налоговые льготы более чем заманчивы для бизнеса, пользоваться ими можно только при условии тщательного ведения раздельных счетов компаний участников и не участников СЭЗ.
«Вот здесь возникает целый ряд вопросов. Все нормы, вводящие льготы для участников СЭЗ, требуют ведения раздельного учета. То есть предприятию, зарегистрированному в СЭЗ, можно вести и иную деятельность, не предусмотренную договором с Правительством Крыма, но в бухгалтерском и налоговом учете их надо разделить. На самом деле, раздельный учет не такая уж простая вещь и обычно сопровождается множеством писем налоговой службы и насыщенной судебной практикой. Пока требование есть, а инструкций и разъяснений нет. Например, я открыла консалтинговую компанию в Крыму, и мои сотрудники консультируют и предприятия Симферополя, и предприятия Екатеринбурга. Могу я пользоваться льготами, или это надо как-то разделять?», – комментирует Ирина Екимовских.

 

Контролировать соответствие налоговому режиму будет Федеральная налоговая служба. При этом законодательно не предусмотрена возможность проведения каких-либо внеплановых проверок без согласования с Министерством по делам Крыма и экономическими органами субъектов РФ, на территории которых работает СЭЗ. «Нам бы не хотелось, чтобы инструмент, который мы сделали специально для Крыма, использовался компаниями по всей России для ухода от налогов. С этим будем решительно бороться, чтобы минимизировать возможность злоупотребления зоной», – подчеркивает Андрей Соколов. 

 

Свобода перемещения 

Одновременно с созданием СЭЗ на территории Крымского полуострова создается свободная таможенная зона (СТЗ). Участники СЭЗ могут использовать импортные товары без уплаты таможенных пошлин и без взимания НДС при импорте. «Компании, участвующие в СЭЗ, смогут сэкономить немалые суммы, но, разумеется, только при использовании указанных товаров на территории СЭЗ, – комментирует руководитель юридической компании «Мосрегистратор. Филиал Крым» Евгений Чиж. – Если компания попытается вывезти товары, приобретенные в рамках СТЗ, или продукцию, произведенную с использованием данных товаров, с территории СЭЗ, то придется доплатить все таможенные сборы и пошлины, а также ввозной НДС, от которых организация была ранее освобождена». Но при этом участнику СЭЗ предоставляется выбор – платить таможенную пошлину и НДС за ввезенные им комплектующие либо за произведенный с их использованием новый товар. Это в том случае, если ввозит и вывозит товар одно и то же юрлицо или ИП. А вот если это разные субъекты предпринимательской деятельности, то таможенные льготы сохраняются в полном объеме. О данном парадоксе говорят и сами законодатели. «Если ввозил товар на территорию СЭЗ один резидент, а перерабатывал и вывозил другой, то формально в этом случае никто ничего дополнительно уплачивать не должен», – поясняет Андрей Соколов. Отсутствует возмещение налоговых пошлин и ввозного НДС и при перемещение целого ряда товаров, приобретенных для работы над проектом. Так, по истечении пяти лет использования такую продукцию (например, специализированное оборудование) можно вывести в другие регионы РФ без прохождения таможенной процедуры и соответствующих выплат. 

 

Нет запрета на свободный выезд из зоны и приобретенных резидентами СЭЗ транспортных средств. Такая транспортная техника может использоваться для перевозок товаров, пассажиров и багажа как в Крыму, так и по всей территории России. Однако касается данная свобода перемещений только транспортных средствах, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров – автобусов, тягачей, прицепов, тракторов, воздушных и водных судов, а также железнодорожных составов. «Приобретение автомобилей в рамках СЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также использование данных автомобилей для личного пользования невозможно – обязательным условием для применения льгот является использование импортируемого товара в рамках договора об участии в СЭЗ. Такие транспортные средства и имеют свободу перемещения без ограничения срока, но не исключается, что в будущем срок их пребывания за пределами СЭЗ может быть ограничен постановлением Правительства РФ», – комментирует Евгений Чиж.

Лишить статуса может только суд

Утратить статус участника СЭЗ можно до окончания установленного срока из-за нарушений пунктов договора, например, если занижен объем капитальных вложений или нарушен срок их реализации, а также в связи с изменениями цели инвестиционного проекта. Лишить статуса могут и по причине ведения в СЭЗ предпринимательской деятельности, не предусмотренной договором. Автоматическое исключение из единого реестра участников СЭЗ из-за нарушения закона, регламентов, инструкций либо по решению налогового органа не допускается. Договор об условиях деятельности в СЭЗ может быть расторгнут в принудительном порядке лишь по решению суда, что является существенной гарантией «спокойствия» участников СЭЗ.
«Порядок аннулирования договора определен, он известен и понятен. Но непонятно, будут ли применяться какие-то штрафные санкции, и если да, то как будет реализовываться механизм пересчета налогов, – рассуждает Ирина Екимовских. – Если ваш статус прекращается после выявления нарушений – это один риск. А если ваш статус аннулируется, если вы неправомерно пользовались льготами СЭЗ и налоги затем пересчитываются, – это совершенно другой риск».
Однако в любом случае неотъемлемым правом участника является право оспаривать решение в арбитражном суде. К тому же участники СЭЗ лишаются всех льгот с даты внесения соответствующей записи в реестр, а не с даты подачи иска в суд. «То есть пока не вступит в силу решение суда в последней инстанции, все преференции за компаниями сохраняются. А как долго в России длятся судебные тяжбы, ни для кого не секрет», – говорит исполнительный директор компании «Мосрегистратор. Филиал Крым» Инесса Бабаян.