Изменения прошедшего года в процедурах оценки регулирующего воздействия

Тему раскрывают: член Генерального Совета «Деловой России», управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Васильевич Головченко. И специалист по ОРВ юридической компании «ЭНСО» Жеребятников Максим Дмитриевич.

За 2016 год институт ОРВ претерпел достаточно серьезные изменения. В основном, процедуры оценки регулирующего воздействия совершенствуются, однако в каждой бочке меда есть ложка дегтя. Подведем итоги года – рассмотрим изменения ОРВ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Начать необходимо с федеральных трендов относительно ОРВ – на данный момент ведется реальное обсуждение введения инструмента ОРВ на депутатских чтениях. То есть, оценке регулирующего воздействия должны подвергаться в том числе и законопроекты, которые проходят вторые и последующие чтения в Госдуме. Этот момент существенен в связи с тем, что иногда законы изменяются до неузнаваемости после нескольких чтений. Важным аспектом является то, что эта тема поднимается Департаментом по ОРВ Министерства экономического развития РФ. Нужно упомянуть и тот факт, что в 2016 году в отстаивании института ОРВ ярко себя проявил «Общероссийский Народный Фронт», поскольку оценка регулирующего воздействия была введена майскими указами Президента, как одно из ключевых направлений.

В подтверждение эффективности работы института можно привести статистику – приблизительно 80% всех подготовленных заключений об ОРВ за 2016 год имеют положительную оценку (по данным Министерства экономического развития Российской Федерации). Важнейшим фактором развития института ОРВ на федеральном уровне является вступившие в силу 1 января 2016 года правила проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов – ОФВ. ОФВ, как и ОРВ, направлена на выявление положений законов, которые тем или иным образом мешают эффективной работе предпринимательского сообщества. Начиная с 1 июля 2017 года, отчеты по ОФВ должны будут формировать и проводить по ним публичные обсуждения федеральные регулирующие органы. То есть, теперь оценке подвергаются не только законопроекты, но и действующие законы. В качестве примера работы ОРВ на региональном уровне рассмотрим Свердловскую область, поскольку она является ярким примером развитого субъекта с точки зрения деятельности ОРВ. Говоря о Свердловской области, по нормативной базе в сфере ОРВ существуют два основных документа: 1. Областной Закон № 74-ОЗ; 2. Постановление № 1051-ПП. Большая часть изменений за 2016 год – это изменения в 74-ОЗ. Однако важнейшие изменения на данный момент находятся на согласовании и пока не вступили в силу. Говоря об изменениях за прошедший год, можно выделить основной негативный момент – сужение сферы применения оценки регулирующего воздействия. Изменилась формулировка относительно того, какие документы подлежат оценке регулирующего воздействия, а какие не подлежат. Федеральным законодательством предусмотрено, что оценке регулирующего воздействия подлежат все законопроекты за исключением тех, которые регулируют налоговые правоотношения и бюджетные.

При этом данное правило распространяется и на регионы. На сегодняшний день существуют неточности толкования – непонятно диспозитивная это форма или императивная. Тем не менее, ранее этого правила не существовало и документы, которые напрямую или косвенно относились к налоговым, выносились на процедуру оценки. В июле 2016 года в 74-ОЗ были внесены поправки, запрещающие проводить ОРВ в отношении таких документов, как: законы, касающиеся налогов, налоговых ставок и регулирования бюджетных правоотношений. Если говорить о положительных моментах в изменении законодательства, касающегося ОРВ на уровне Свердловской области, то необходимо выделить следующие ключевые моменты:

1. Календарные дни заменены на рабочие. Соответственно время работы над определенными задачами увеличилось.

2. Процедуры порядка проведения оценки регулирующего воздействия были конкретизированы. В связи с этим, руководствоваться документом стало в разы проще.

3. Уточнен порядок оценки регулирующего воздействия в муниципалитетах. Перечислен весь список муниципалитетов, в которых ОРВ проводится в обязательном порядке. Установлен порядок проведения ОРВ собственно в муниципалитетах.

4. Все процедуры теперь четко регламентированы.

5. Исправлены принципиальные недочеты в постановлении № 1051-ПП. Например, так называемая сводка теперь должна предоставляться для ознакомления до согласительного совещания.

Однако ОРВ есть, куда расти. Например, на сегодняшний день существует такая проблема, как недостаточное информирование общественности (в частности физических и юридических лиц, экспертов) о таком инструменте лоббирования интересов, как оценка регулирующего воздействия.

У Департамента информационной политики в списке задач на текущий момент отсутствует продвижение ОРВ. Институт ОРВ у нас работает с 2013 года и располагает информацией об этом крайне незначительный процент населения. Поэтому в текущей ситуации существуют две основные задачи по продвижению ОРВ, как инструмента лоббирования интересов: информирование и пропаганда. Сейчас общественными организациями активно продвигается идея о включении данных задач в обязанности Департамента информационной политики. На данный момент информация об этом проистекает только из отсутствия ограничений касательно отправителя в постановлении № 1051-ПП (по принципу «разрешено все, что не запрещено»). А также информация об этом размещена на сайте Министерства экономики Свердловской области. Необходимо упомянуть и о нововведениях относительно ОРВ на муниципальном уровне.

В этом году введена оценка регулирующего воздействия на уровне муниципалитетов. Хотя и существует мнение о том, что это излишняя мера, так как вызовет массу дополнительных нагрузок на муниципалитеты, мы придерживаемся мнения о том, что есть разные муниципалитеты. Существуют муниципалитеты, в составе которых только глава города, и их бизнес-емкость небольшая – соответственно, у таких муниципалитетов действительно нет необходимости в ОРВ. А есть такие города, которые не являются столичными, однако являются крупнейшими городами России – и если в таком городе объемная бизнес-среда, то оценка регулирующего воздействия необходима. Это обусловлено тем, что ОРВ – это механизм установление правил между бизнесом и госструктурами. Данное нововведение чрезвычайно значимо, поскольку в настоящей действительности не всегда чиновники напрямую заинтересованы в развитии бизнеса и в создании приемлемых условий для такого развития. В качестве вывода необходимо констатировать, что ОРВ – это эффективный развивающийся инструмент лоббирования интересов общественности. С каждым годом ОРВ только совершенствуется, становится все более эффективной и востребованной.