Делороссы нашли перспективы импортозамещению в строительной отрасли Свердловской области

25.02.2016 21:38

Сегодня свердловская «Деловая Росси» вместе с отраслевым журналом «Мегаполис. ПРОФИ» и «Клубом инновационных поставщиков», созданный при полномочном представительстве «Российской Гильдии управляющих и девелоперов» в Екатеринбурге и Свердловской области в рамках программы по продвижению на уральском строительном рынке и рынке недвижимости передовых строительных технологий и практик, 25 февраля провели пресс-завтрак на тему: «Импортозамещение без лозунгов!».

К выступлению были приглашены Андрей Бриль — полномочный представитель РГУД по Екатеринбургу и Свердловской области; Дамир Халиллулин — генеральный директор ООО «Керама-Екатеринбург»; Михаил Молочников — генеральный директор ТД «Век», Евгений Лунегов — генеральный директор Группы компаний «УралЭнергоКомплект». Модерировал обсуждение председатель Свердловского регионального отделения «Деловой России» Леонид Гункевич.

«В процессе импортозамещения есть два ключевых слова: инвестиции и технологии. Это даже хорошо, что против России ввели санкции, а мы стали проявлять разумный протекционизм, защищая отечественного производителя. Оснований для «неполноценности» у нас нет, мы можем сделать всё, но нужно ли нам абсолютно всё делать самим?», — поставил проблему Андрей Бриль.

В принципе, застройщик — это конечное звено всего производственного цикла возведения объектов недвижимости, будь то квартира или цех. Он хочет получать материалы и технологические устройства для монтажа быстро, хочет, чтобы они были дешёвыми и надёжными. Для этого и был создан «Клуб инновационных поставщиков».

«Мы хотим в каждом технологическом сегменте иметь производственного партнёра, которого Гильдия управляющих и девелоперов будет продвигать в рамках нашего профессионального объединения, вплоть до организации встреч первых лиц предприятий, которые имеют право на принятие решений. Наша задача — продвигать отечественные бренды, в чём-то даже учить наших производителей технологиям строительства, которые меняются сейчас стремительно», — говорил Андрей Бриль.

Дела на строительном рынка «изнутри» наиболее полно показал Евгений Лунегов.

«В 2015 году в Свердловской области был зафиксирован рост производства неметаллических минеральных продуктов для строительной отрасли. Что это значит? Несмотря на общее падение продаж на рынке недвижимости, спрос на строительные материалы довольно стабилен, застройщики вводят в строй незавершёнку, люди не отказались от производства ремонтов. Мощностей для производства строительных материалов в регионе достаточно, но большинство работает на устаревшем технологическом оборудовании. Приведу в пример Невьянск: 4 завода по производству цемента, но постоянной реновацией производства занимаются только 2. Или строительной комплекс «УГМК» — они «привезли» из-за рубежа технологию производства силикатного кирпича и теперь будут производить его на месте, обеспечивая львиную долю потребности в нём. Да, товарные запасы импортных стройматериалов снижаются, но недостатка застройщики не ощущают — ниша моментально заполняется. В целом, если раньше доля импортной составляющей в строительстве жилья составляла примерно 10%, то сейчас она уже снизилась до 4—5%. В коммерческой недвижимости показатели выше: была 35—40%, стала около 25—27%», — сообщил свердловской член «Деловой России» Евгений Лунегов.

Недвижимость в России — это рынок, оцениваемый во многие нули после единицы. Достаточно сказать, что обсуждаемый план по импортозамещению радиаторной продукции оперирует цифрой в 60 млрд. рублей. Чтобы строители получили желаемое, должны быть созданы очень длинные технологические цепочки. Например, для производства лифтов, не уступающих по классу импортным, завод «Век» вынужден покупать двигатели для них в Китае. Дело в самом простом — в оборудовании используются мощные и долгоживущие постоянные магниты. Их производят из редкоземельных материалов только в Китае, а чтобы наладить такое производство в России требуются вложения в размере 5 млрд. рублей.

«Мы оцениваем рынок своей продукции на обозримое будущее в количестве 30 тыс. лифтов год. На российском рынке, который требует 42 тыс. лифтов в год кроме нас работают заводы в Щербинке и Карачарово, но у них продукция типовая, мы не занимаемся с ними конкуренцией. На заводе мы создали конструкторское бюро, которое занимается перспективными разработками. Например, мы приобретали кабины в Турции. Но одновременно занимались разработкой собственных. И когда в ноябре прошлого года импортные поставки прекратились, мы уже заканчивали испытания нашей кабины, а в декабре поставили её на поточное производство. Если в 2013 году доля импортных комплектующих у нас доходила до 80% то сегодня она снизилась до 20%. К нам приезжали торговые делегации из Казахстана, Израиля, из нескольких стран Азии, там, где разворачивается высотное строительство. Мало кто производит подъёмные механизмы с высотой до 50 этажа, и наша продукция по сравнению с раскрученными брендами признаётся ничуть не хуже, но почти в два раза дешевле», — рассказывал генеральный директор ТД «Век» Михаил Молочников.

Но есть и другой путь. Вот «УГМК» завезла и установила импортную технологию. Также не стали изобретать велосипед и в «Керама-Екатеринбург». Да, реновация производства идёт там постоянно, главная задача — не отстать от достижений мировых брендов в производстве керамической плитки.

«Наши первые производственные линии давно порезаны на металлолом. Оборудование у нас в основном импортное, но в ряде разработок мы обгоняем даже признанных лидеров — производства Италии и Германии. Наш искусственный камень рассчитан на российские условия, поэтому лучше импортного. Но мы не только на внутренний рынок работаем, мы экспортируем продукцию, например, в Финляндию. Сейчас ведутся переговоры с рядом немецких строительных фирм. Предприятию не хватает оборотных средств для увеличения выпуска продукции», — рассказывал Дамир Халиллулин, генеральный директор ООО «Керама-Екатеринбург».

В последних его словах заключена вся суть явления, почему импортозамещение идёт медленно. По словам Андрея Бриля, государство должно модернизировать финансовую политику. Социальная составляющая в жизни общества, безусловно, важна, но она должна финансироваться за счёт роста валового продукта, а не за счёт бюджетных вливаний, вызывающих рост инфляции.