Оптимизация налогообложения: стоит ли подключать фирмы-агенты?

28 Апреля 2017

Оптимизация налогов – головная боль для каждого предпринимателя. Один из способов снизить налоговую нагрузку – структурировать деятельность с использованием агентских отношений. В бизнес-сообществе это еще называют «агентской схемой» или схемой «агент на входе» и «агент на выходе». При этом в качестве агентов выступают низконалоговые субъекты – индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения. В этом случае их фискальная нагрузка всего 6% от дохода. 

Этот один из самых относительно простых и популярных подходов к налоговой оптимизации. Если отношения существуют только формально, налоговая обычно легко доказывает факт необоснованной налоговой выгоды и доначисляет налоги.
Как же структурировать деятельность с применением агентов без риска для фирмы?

Различают два вида агентов: 

  • Агент на входе – это агент, который ищет поставщиков или подрядчиков, а также заключает или помогает заключать с ними договоры. 
  • Агент на выходе делает то же самое, только в отношении покупателей и заказчиков предприятия. 

Стоит отметить, что агентом на входе и агентом на выходе должны быть разные ИП.

Помимо этого агент может сопровождать исполнение договора, который заключен напрямую между принципалом (фирмой, которая нанимает агента) и контрагентом. Помните, что если агент участвует в расчетах, то шансы налогового органа доказать необоснованную налоговую выгоду существенно снижаются. Однако это не всегда удобно с деловой точки зрения. 

Необоснованная налоговая выгода

Положительная судебная практика

Отрицательная судебная практика

Доказательства необоснованной налоговой выгоды

Вывод