Сопредседатель «Деловой России», уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов выступил модератором секции «Предпринимательство на Дальнем Востоке. Риски и защита». Дискуссия прошла в рамках Восточного экономического форума.
Административное давление на бизнес и негативное воздействие правоохранительных и контрольно-надзорных органов на работу предпринимателей – такой же фактор глобальной конкурентоспособности территории, как налоговая нагрузка и стоимость рабочей силы. Как показал последний Нацрейтинг инвестклимата в регионах, административное давление на бизнес в регионах Дальнего Востока в 2,5 раза выше, чем в регионах-лидерах рейтинга. При этом на территориях опережающего развития и в Свободном порту Владивосток действуют специальные механизмы защиты инвесторов от избыточного внимания контрольных органов.
Участники секции обсудили, какие основные риски в работе с государством видят инвесторы Дальнего Востока, насколько защищёнными они себя чувствуют, насколько адекватна действующая система требований к бизнесу, насколько действенны и эффективны механизмы защиты от незаконного уголовного преследования предпринимателей, инвесторов, в том числе участников ТОР и Свободного порта, возможны ли полное доверие бизнесу и отсутствие проверок предпринимателей, как сделать нормой возмещение экономического ущерба бизнесу со стороны государства.
Борис Титов рассказал об опросе, который в апреле 2017 года ФСО России провела по инициативе уполномоченного среди 713 сотрудников и должностных лиц прокуратуры, судей, адвокатов, ученых-юристов и предпринимателей из 20 регионов страны. 57% респондентов не считают ведение бизнеса в России безопасным против 27%, которые так считают, и 16%, которые затруднились ответить. 53% не считают, что российское законодательство предоставляет достаточные гарантии для защиты бизнеса от необоснованного уголовного преследования. Наоборот считают 36% опрошенных, 11% затруднились ответить. Почти 80% предпринимателей, подвергавшихся уголовному преследованию, указали, что в результате преследования их бизнес был полностью или частично разрушен.
Количество уголовных дел, возбуждённых в России по экономическим статьям, с 2012 по 2016 год выросло на 57%, с 155,2 тыс. до 244,1 тыс. Более 178 тыс. дел в 2016 году были возбуждены по статье «Мошенничество». Таким образом, каждое 10-е зарегистрированное в России преступление – это мошенничество, рассказал Борис Титов.
Из регионов Дальнего Востока в работу института уполномоченного поступили 2058 обращений административной тематики (5,5% от общего числа по России) и 203 обращения уголовной тематики (4,9% от общего числа).
Сопредседатель «Деловой России» перечислил ряд возможных решений для снижения уголовного давления на бизнес. В частности, он предложил рассмотреть возможность передать ведение следствия по некоррупционным экономическим статьям единому профессиональному следственному органу и предусмотреть обязательное согласие прокуратуры на проведение доследственных проверок и гласных оперативно-разыскных мероприятий по экономическим преступлениям, в первую очередь – гласные обследования нежилых помещений, зданий, сооружений, участков местности, принадлежащих юридическим лицам и ИП.
По мнению Бориса Титова, возбуждение уголовных дел, возобновление расследования ранее приостановленных и прекращенных уголовных дел, а также проведение обысков, ареста имущества, приостановление деятельности предприятий и другие процессуальные действия должны осуществляться только с санкции прокуратуры. Он также предложил предоставить прокурору право отменять решение о возбуждении уголовного дела и предусмотреть обязательное согласие прокурора на избрание мер пресечения, связанных с ограничением свободы. Отсутствие согласия должно влечь невозможность избрания таких мер пресечения и отказ суда в рассмотрении соответствующего ходатайства, считает бизнес-омбудсмен.
«Объём полномочий органов прокуратуры в уголовном процессе необходимо увеличивать, – подчеркнул Борис Титов. – И лучший путь, на мой взгляд, – возврат к старому порядку, который существовал и зарекомендовал себя еще в Советском Союзе – на всё нужна санкция прокурора. Следствие не должно иметь практически неограниченные полномочия в ходе процессуальных действий».
Приоритетной мерой пресечения, по его словам, должен стать пропорциональный сумме ущерба залог. Ходатайства о «втором» продлении меры пресечения должен рассматривать вышестоящий суд, а не тот, который вынес постановление об избрании этой меры в первый раз. При этом продление меры пресечения в третий раз необходимо отнести к исключительной компетенции Верховного суда РФ, убеждён Борис Титов.
Он также предложил установить ограничение для судей, принимавших решения об избрании меры пресечения на этапе дознания и предварительного следствия, рассматривать уголовное дело по существу и приравнять год в СИЗО к двум годам в колонии.
Заведомо незаконное или необоснованное возбуждение уголовных дел должно прямо влечь уголовную ответственность, а проведение незаконных и необоснованных оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, а также грубые нарушения при их проведении – административную ответственность для должностных лиц правоохранительных органов. Расследованием уголовных дел против таких должностных лиц должна заниматься Генеральная прокуратура РФ, считает Борис Титов.
В секции, модератором которой был сопредседатель «Деловой России», также приняли участие генпрокурор России Юрий Чайка, замминистра экономического развития РФ Олег Фомичёв, замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков, члены президиума генсовета «Деловой России» Сергей Колесников и Дмитрий Пурим, глава якутского отделения организации Флида Габбасова и другие.