25 апреля в «Деловой России» прошел совместный с Корпорацией МСП круглый стол «Основные проблемы и особенности предоставления факторингового финансирования компаниям сектора МСП». Участники собрались, чтобы разработать рекомендации, как повысить доступность для предпринимательского сообщества продукта «Факторинг в госзаказе», а также сформировать пакет предложений и направить его в Банк России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Открывал заседание сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, который напомнил, что почти год назад бизнес-объединение провело первое мероприятие по этой теме, после которого вопрос был серьёзно проработан: совместно с другими структурами были написаны соответствующие поправки в Гражданский кодекс РФ, в 223-ФЗ и в 44-ФЗ. Но, по его словам, Минэкономразвития тогда всячески демонстрировало нежелание активно продвигать эту тему. «И то, что сейчас предлагает Корпорация МСП в части внесения поправок в Гражданский кодекс РФ, в 223-ФЗ, в значительной степени перекликается с тем, что мы пытались сделать год назад. Но хотелось бы изменить и 44-ФЗ, добавив всё-таки, что допускается передача права требования по сделке третьему лицу на основании закона. Факторинг – важный инструмент, который, мы надеемся, будет развиваться, в частности, благодаря активности Корпорации МСП, для которой продвигать соответствующий продукт - важная задача», - отметил сопредседатель «Деловой России»
Организатором заседания стал Центр финансово-кредитной поддержки «Деловой России», сопредседателем которого является Алексей Порошин. «Сегмент кредитования МСБ постепенно восстанавливается после резкого спада. Сейчас значительный потенциал приобретают альтернативные источники финансирования, такие как лизинг, факторинг. Согласно опросу, проведённому среди членов «Деловой России», самыми популярными институтами поддержки сегодня являются Корпорация МСП и региональные гарантийные фонды. И факторинг – один из инструментов, который очень востребован бизнес-сообществом. На основании постоянного общения с компаниями сектора МСП мы видим частые невыплаты за выполненные услуги. На текущий момент сумма просроченной задолженности составляет порядка 34 млрд руб.», - сообщил Алексей Порошин.
По его словам, государство, являясь крупнейшим дебитором в нашей стране, всё активнее пытается привлечь малый и средний бизнес в госконтракты. Однако многие предприниматели отказываются, осознавая, что могут не справиться с крупными заказами, по которым предусмотрена длительная отсрочка платежа. «Снятие законодательных ограничений в части применения факторинга в сегменте госзаказа позволит рынку факторинга минимум удвоиться, а в оптимистичном варианте и утроиться», - подчеркнул делоросс.
Об инициированных Корпорацией МСП поправках в законодательство рассказал заместитель её гендиректора Максим Любомудров: «Мы взяли на себя инициативу и подготовили законопроект, направив его на согласование в Минэкономразвития. Законопроект предусматривает изменения пункта 7 ст. 448 Гражданского кодекса РФ и ч. 7 ст. 3 223-ФЗ. По этому законопроекту мы хотели бы закрепить право поставщиков, которые являются субъектами МСП, уступать свои права денежного требования к заказчику за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги независимо от способа осуществления закупки. И это первый шаг, который мы сделали в этом направлении и на котором мы не собираемся останавливаться».
Максим Любомудров также рассказал, как Корпорация МСП продвигает факторинг. Так, она проводит переговоры с крупнейшими заказчиками с целью убедиться, что они готовы соблюдать сроки по отсрочке платежа, которые не должны превышать 30 дней. Более того, проводятся переговоры о том, чтобы сократить этот срок до 15 дней. Вопрос оплаты был поднят и в Генпрокуратуре РФ, которая готова разбираться с существенными фактами просрочки платежа. «Ключевое направление для нас – гарантийная поддержка, и в этой области нами был продемонстрирован достаточно большой успех, но в качестве новых дополнительных инструментов поддержки субъектов МСП перед нами стоит развитие лизинга и факторинга, и уже по итогам 2017 года мы хотели бы видеть конкретные шаги, реализованные в этом направлении», - отметил заместитель гендиректора Корпорации МСП.
Среди участников круглого стола были и представители Ассоциации факторинговых компаний. Так, председатель правления этой структуры Виктор Вернов, рассказывая об опыте применения факторинга в закупках, обрисовал, как он видит решение существующих проблем: «Необходимо разработать единый нормативный документ о факторинге, а также инструкцию бюджетораспределителям, содержащую информацию о том, как вести себя при факторинге, как реагировать на уведомление об уступке, как менять реквизиты, описать примеры спорных и конфликтных ситуаций. Возможность уведомления об уступке в режиме одного окна и одного контролирующего органа через специализированное IT-решение – тоже решение, которое мы готовы предложить».
Лейтмотивом прошедшего круглого стола стали слова советника генерального директора «ВТБ Факторинг» Александра Чекрыгина о том, что факторинг должен стать «простым, удобным, быстрым, недорогим способом привлечения финансирования для субъектов МСП при работе с госзаказом».
«Предприниматели просят справедливости в вопросе факторинга. Мы часто боремся за заказ, даже уступаем по цене, лишь бы его получить, а дальше ждем от госкорпораций финансовой дисциплины, чтобы они нам вовремя заплатили. Почему они этого не делают, когда у них есть возможности?» - посетовала вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.
Проблемам факторинга сегодня уделяется большое внимание - как со стороны государственных институтов, так и со стороны бизнес-сообщества. Но это только начало. По результатам круглого стола предстоит дальнейшее формирование пакета предложений по улучшению условий продукта «Факторинг в госзаказе» для предпринимателей и направление его во все заинтересованные органы власти.