14 сентября в рамках заседания комитета «Деловой России» по инвестициям в реновацию прошло совещание на тему «Реновация жилищного фонда в Москве: проблемы и перспективы реализации». Участники обсудили ключевые вопросы, ход реализации и возможные проблемы программы реновации, а также защиту прав жителей и предпринимателей, которых затрагивает этот проект.
Модераторами мероприятия выступили сопредседатель «Деловой России», председатель совета директоров ГК «Гранель» Андрей Назаров и замминистра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин.
В совещании также приняли участие председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, председатель Мосгордумы Алексей Шапошников, замруководителя департамента градостроительной политики Москвы Андрей Валуй, депутат Госдумы Антон Жарков, председатель Общественного штаба по контролю за реализацией программы реновации в Москве Александр Козлов, зампредседателя Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров, вице-президент ТПП Дмитрий Курочкин, управляющий директор законопроектной деятельности АИЖК Татьяна Медведева и другие – всего более 40 человек. От «Деловой России» в совещании участвовали член президиума генсовета Даниил Селедчик, члены генсовета Николай Алексеенко, Наталия Комарова и Союн Садыков, а также вице-президент Рустам Муратов.
Необходимость реновации никто не отрицает, признал, открывая совещание, сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. «Вопросы жителей больше связаны с инструментами реализации проекта, – продолжил он, – будут ли учитываться их интересы, достаточно ли защищены их права. В результате в законопроект внесли больше 120 поправок, причем ключевые изменения – сами жители. Тем самым они сумели эффективно защитить свои права».
По его мнению, главная задача государства и власти – обеспечить равные условия для всех интересантов, включая игроков строительной отрасли. «Сейчас же наблюдается неравный перевес, – посетовал Андрей Назаров. – На рынок выходит новый игрок – государственный, который вправе играть вне рыночных условий, вооружившись при этом целым набором преференций от сниженного бюрократического фактора до освобождения от налогов. Ему везде горит зеленый свет, он получает лучшие места в центре Москвы и может продавать их по сниженной цене. Более того, фонду предоставляется возможность закупать товары, работы и услуги у единого поставщика».
Сейчас рынок жилья в Подмосковье балансирует на уровне примерно 65-85 тыс. за кв. метр. Если новый игрок, как ожидается, выставит на продажу квартиры в Москве по 80-85 тыс. руб. за кв. м, никто не будет покупать в области, отметил сопредседатель «Деловой России». «Это обрушит гигантский рынок, обанкротит множество строительных компаний, число обманутых дольщиков вырастет ещё на 1 млн. А в конце концов это ударит и по московским девелоперам, ведь все мы плывём в одной лодке», – предупредил Андрей Назаров.
Замглавы Минстроя РФ Никита Стасишин заверил, что для подобных опасений оснований нет: «Правила выхода на рынок тех квадратных метров, которые будут строиться по реновации, ещё не определены. Поэтому в Москве цена точно не будет 85 тыс. за кв. м [а будет больше]. Мне кажется, что это разные сегменты. В Московской области будет свой портрет покупателя, по реновации – свой. Мы не считаем, что реновация тотально повлияет на остановку продаж в Московской области. Рынок сам отрегулирует».
Позицию замминистра разделяет замруководителя департамента градостроительной политики Москвы Андрей Валуй. По его мнению, реновация не окажет влияния на рынок недвижимости, по крайней мере, в течение 5-6 лет, в которые выводить на рынок большой объём жилья для реализации не планируется.
По словам председателя Мосгордумы Алексея Шапошникова, московская программа реновации – уникальный проект, не имеющий аналогов в мире «не только по масштабу реновации, но и по числу жителей, которые принимали участие в подготовке городского и федерального законов». В результате удалось добиться «максимально полной защиты прав граждан», считает он: в законах прописаны все гарантии для участников программы, в том числе переезд в новостройку, расположенную в пределах того же района, что прежнее жилье; отделка новых квартир на уровне комфорт-класса; помощь с переездом социально незащищенным категориям горожан; удобные улицы и парковки, широкие тротуары, зеленые дворы и парки, социальные объекты в шаговой доступности в новых микрорайонах.
Глава московского парламента напомнил, что программа реновации рассчитана до 2032 года. В неё включены 5144 дома общей площадью около 16 млн кв. м. Таким образом, улучшить свои жилищные условия сможет около 1 млн москвичей. «Сейчас в Москве активно идёт подбор стартовых площадок для строительства. Буквально 6 сентября мэр Москвы заявил, что строить жилье для программы начнут уже в конце этого-начале следующего года. Список стартовых площадок должен появиться в октябре. В нём будет от 200 до 300 площадок», – сообщил Шапошников.
Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников указал на прецедентный характер московской реновации: «Вся страна смотрит, как будет происходить реновация в Москве, будут ли защищены права граждан, бизнеса, можно ли осуществить такую же программу в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге». Он также напомнил, что в московский закон о бесплатной юридической помощи недавно были внесены поправки, создающие дополнительный механизм защиты прав жителей Москвы в контексте реновации. Ранее Мосгордума и Адвокатская палата Москвы заключили соглашение об оказании бесплатной юридической помощи по защите жилищных и имущественных прав москвичей при реализации программы реновации.
Член генсовета «Деловой России», гендиректор Рейтингового агентства строительного комплекса Николай Алексеенко рассказал о пекинском опыте реновации. Соответствующая программа в китайской столице действует с 1949 года. Главной её целью было улучшение жилищных условий горожан и решение проблемы перенаселенности. Второй по важности целью – улучшение санитарных условий, строительство санитарной инфраструктуры, водопроводов, и т.д. Третьей – создание самоподдерживающейся строительной отрасли. Облагораживание внешнего вида было лишь четвёртой по значимостью целью реновации, отметил Николай Алексеенко.
В четырех центральных районах Пекина до реновации насчитывалось 7,25 млн кв. м застроенных площадей, на которых проживало 710 тыс. человек. После реновации площадь застройки увеличилась до 15,6 млн кв. м. (из них 11 млн – жилой), в то время как численность населения в этих районах, наоборот, сократилась до 625 тыс. человек. Таким образом, обеспеченность людей жильём выросла более чем вдвое. «Возможно, московскому правительству следует учесть опыт Пекина и рассмотреть возможность выдачи людям просто значительно более просторного жилья. Это снизило бы уровень социального недовольства реновацией», – полагает Алексеенко.
Также пекинские власти не стремились наращивать высотность зданий. «Власти Пекина показали, что на месте снесенных пятиэтажек вполне можно построить и новые пятиэтажки, трёхэтажки и даже одноэтажки, впрочем, это касается только центра города: окраины города застраивались драматическим образом», – отметил делоросс.
Китайское правительство считало, что старые здания все равно обветшают, так зачем тратиться на их ремонт? После десятилетий такого подхода старые дома в Пекине дошли до ужасающего состояния. «В этом можно увидеть урок для московских властей о том, что нужно не только заниматься реновацией, но и не забывать о ремонте существующих зданий», – подчеркнул Алексеенко.
По итогам совещания участники договорились о том, что в рабочие группы по реализации программы реновации при Мосгордуме и при Минстрое должны войти представители основных бизнес-объединений. Кроме того, Андрей Назаров предложил площадку «Деловой России» для ежеквартальных совещаний о мониторинге ситуации с реализацией программы.