Член свердловского регионального отделения «Деловой России», председатель «Дома Российско-Китайской Дружбы» Максим Спасский о том, с чего начинать бизнес с китайскими партнерами, как получить инвестиции из Поднебесной и почему Екатеринбург не получит нужного эффекта от «Иннопрома-2015 ».
Китай — это современная страна с современными технологиями
Китай — стратегический партнер России на ближайшие десятилетия. Хотим мы или нет, но это так. Сейчас многие бизнесмены пытаются наладить бизнес с китайскими партнерами и очень часто терпят крах, потому что не учитывают некоторых ньюансов, находясь в плену предрассудков и стереотипов.
Во-первых. Китай — это современная страна с современными технологиями, в том числе и с банковскими. И деньги там, как и везде, не растут на поле чудес. Там действуют точно такие же законы, как и в остальном мире. Китайские инвесторы, вкладывая деньги, хотят получать прибыль.
Во-вторых. Хотя Китай дает большие возможности для инвестиций и получения прибыли внутри страны, китайцы готовы инвестировать за рубеж, в Россию, в частности. Однако, после всех лихих годов, они стали более осторожно подходить к вопросам бизнеса у нас в стране.
И самое главное, что должен помнить и понимать каждый, кто собирается работать в Китае – китайцы начинают бизнес только с теми, кого они знают. Очень часто, наши бизнесмены хотят быстрого решения вопроса. И это главная проблема. Для того, чтобы делать бизнес с китайцем — надо ним общаться, переписываться, дружить. И тогда, через какое-то время (а может пройти и год и два), вы сможете найти хорошего инвестора.
Занимаясь проектом «Дом российско-китайской дружбы», я столкнулся с проблемой — российские инвесторы, богатые и серьезные люди, не хотят понимать, как получать деньги в Китае. У меня каждый день проходит по нескольку встреч и всегда главный вопрос – как получить деньги инвесторов? Я каждый раз говорю – для того чтобы получить деньги в Китае, нужно начинать с ними общаться, вести переписку, отправлять проекты-презентации на китайском языке. Презентации делаются примерно также как и для европейских венчурных инвесторов. Это должна быть короткая презентация, которая отвечает на вопрос: как китайский инвестор заработает деньги, какие есть гарантии. Наши, как правило, хотят просто рассказать, что вот есть такой крутой проект и тут же заработать денег. Так не получиться.
Для «Деловой России» сейчас золотое время
Сейчас для «Деловой России» реально золотое время. Именно «Деловая Россия» может стать тем мостиком, связующим звеном, через который наши бизнесмены могут найти реальных партнеров в Китае. Особенно это касается предприятий малого бизнеса. Наша задача рассказывать о тех подводных камнях, которые есть, помогать их преодолевать и помогать понять особенности китайского менталитета. Любой бизнес начинается с взаимопонимания. Если ты строишь бизнес в Китае, ты должен понять китайского партнера.
Форум в Пекине
В мае я принимал участие в Пекинском инвестиционном форуме. На форуме были представлены пять ведущих государственных китайских банков, страховое агентство, агентство которое занимается развитие инвестиций в китайские предприятия за рубежом, руководители китайских отделений Сбербанка и ВТБ, руководители российских компаний, которые работают на китайском рынке.
Чудес не бывает. Китайские бизнесмены расчетливы и хотят получать прибыль, так же как и во всем мире. Китайский инвестор, который заходит в проекты на территории России при инвестициях до 100 тысяч долларов хочет получать 7-8% при гарантиях. Если инвестиции рискованные, то процент, конечно же, выше. Если речь идет об инвестициях в несколько миллионов долларов, то гарантированная доходность должна быть от 10% и выше.
Если мы говорим о государственных инвестициях через банки, то китайцы активно налаживают отношения с ВТБ и Сбербанком. Они хотят кредитовать компании и проекты на территории России через российские банки.
У малого бизнеса свой путь
Сейчас очень много инвестиций, как из Китая в Россию, так и обратно, идут благодаря политической воле наших лидеров. Это, как правило, очень крупные проекты и здесь малому бизнесу делать нечего. У малого бизнеса есть другой путь. И путь этот следующий. Начинать дружить с Китаем, искать хорошую точку входа. А это либо китайский комсомол, либо компартия. Так при китайском комсомоле есть всекитайская молодежная организация, где есть бизнес-клубы молодых предпринимателей. Кстати, молодой предприниматель в Китае, это человек до 45 лет. Китаец никогда не обманет ни партию, ни комсомол. Если партия сказала, что с этим человеком можно и нужно работать, значит они будут работать. Таким образом, ты убираешь 50% рисков, связанных с тем, что тебя могут обмануть.
Чтобы найти хорошего партнера, важно поддерживать общение с государственными структурами, клубами предпринимателей, ассоциациями. То есть, нужно общаться, присылать проекты, приглашать на встречи, ездить на их форумы и конференции. И постепенно, через год-полтора, к тебе начинают привыкать и с тобой начинают разговаривать о бизнесе. Лично у меня на это ушло около трех лет. Это путь с первого знакомства, до того момента, когда мы стали говорить о бизнесе.
Дом российско-китайской дружбы
Я уже упомянул, что для китайского бизнес очень важны гарантии. Например, просто устное слово губернатора или какого-то чиновника для китайцев уже не играет роли. Они уже знают наше законодательство, они знают, что простое письмо, даже за подписью губернатора ничего не значит. Надо чтобы дума приняла решение, были сделаны соответствующие поправки в бюджет и т.д. Это если мы горим о крупных инвестициях. Если речь о небольших — то, повторюсь, это, прежде всего, дружеские отношения.
У Дома российско-китайской дружбы есть задача стать той организацией, которая бы отбирала проекты, рекомендовала их китайцам. Мы активно работаем в китайской прессе, сотрудничаем с прессой экспатской, поднимаем вопросы, как искать партнеров в России. Пишем об этом материалы. Дом российско-китайской дружбы — это проект не на один год и не на два. Это проект на всю жизнь. Для кого-то в Китае уже сейчас наши рекомендации играют роль.
Дом российско-китайской дружбы это структура по народной дипломатии, которая активно сотрудничает с подразделением, отвечающим за коммерческие проекты —российско-азиатским союзом промышленников и предпринимателей.
Как мы работаем по следующей схеме. Дом российско-китайской дружбы активно информируя население России, бизнес-сообщества о тех возможностях, что дает Китай для предприятий малого и среднего бизнеса. И те коммерческие заявки, которые поступают к нам, мы отправляем в российско-азиатский союз промышленников и предпринимателей. Коммерческие услуги они оказывают только своим членам, то есть тем, кто которые платят членские взносы. Потому что работа по поиску партнеров, по переписке – она требует денег. Просто так взять и сказать - вот у меня есть проект – расскажите китайцам – невозможно.
Кроме этого, мы постоянно участвуем в выставках, организуем бизнес-туры, встречи, выпускаем различные буклеты.
ИННОПРОМ-2015. Ожидания и реальность.
К сожалению, я думаю, что каких-то особых преференций Свердловская область от ИННОПРОМА не получит. Все потому, что мы готовимся к этому ИННОПРОМУ точно также как и ко всем предыдущим. И это основная ошибка.
Начнем с простых вещей – организация мест питания. Я думаю, что гостям будут снова предлагать кофе, булочки и сосиски в тесте. Китайцы едет совершенно другое. Они, конечно, не уедут из-за этого, но будет не в благостном расположении духа.
Еще один момент. Все подготовили презентации на английском языке. Так вот — китайцы не читают на английском. Молодежь – да, но не руководители, принимающие решения. Они эти презентации даже с собой не заберут.
Во время Пекинского форума, и я был в ЦК партии и в ЦК комсомола Китая, и у меня сложилось впечатление, что они не особо знают про наш ИННОПРОМ. Мы сами для себя сильно переоцениваем его значение.
Нам не повезло еще и в том, что практически одновременно в Уфе будет проходить саммит БРИКС и ШОС. По значимости мероприятие в Уфе, конечно же, затмит наше, так как первые лица будут все-таки там. Между тем, китайцы очень много внимания уделяют статусности.
ИННОПРОМ неплохая выставка. У нас был шанс рассказать китайцам о Екатеринбурге и Свердловской области, но мы не сможем рассказать, так как город просто не готов принять такое количество китайцев. У нас нет указателей на китайском, у нас нет брошюр и книг на китайском, наши рестораны не пытаются сделать китайское меню. А приедет 10 тысяч человек, которые каждый день должны кушать, которые хотят что-то посмотреть помимо выставки. Вместо этого, они будут сидеть в отеле, потому что за его территорией им будет просто не комфортно.
У нас была возможность подготовиться к этой выставке, но никто этого не сделал.
Это будет очередной ИННПРОМ, достаточно хорошо организованный, но совершенно не выполняющий задачу налаживания российско-китайских отношений. С китайцами нужно было начинать с более скромного мероприятия, после этого смотреть ошибки и делать выводы.