Реформа системы общественного транспорта. Часть вторая. Что забыли при реализации проекта

Сергей Кислицын, руководитель комитета по инфраструктурным проектам Свердловского регионального отделения «Деловая Россия», генеральный директор ГК «АВЕРС-СК» продолжает делиться мнением по реформе системы общественного транспорта:

«Когда толковые, продуманные реформы сталкиваются с формальным подходом со стороны исполнителей, их суть, цель и смысл искажаются настолько, что от светлого оригинала не остается и следа.

По поводу нововведений в систему общественного транспорта уже высказались все: и на общественных слушаниях, и на митинге, и в СМИ, и даже в прокуратуру написали.
Опасения горожан понятны: все обсуждают сокращение количества маршрутов, частые пересадки, удорожание проезда и длительное ожидание на остановках. Но бурные дискуссии увели нас от сути проекта, от его содержания и концепции. Таким образом, из фокуса внимания общественности выпал ряд других очень важных и нужных шагов, которые необходимо сделать для достижения цели проекта, чтобы мы в итоге получили удобную систему общественного транспорта, а не набор новых маршрутов. За рамками обсуждения остались проблемы, которые не просто сведут на нет все цели реформы, но могут навредить людям, пользующимся общественным транспортом, и городу в целом.

Я уже писал, что считаю некорректным обсуждать тему, не вникнув в документы разработчиков, и ознакомился с информацией по проекту, доступной в открытых источниках. Однако те, кто должен претворять в жизнь нововведения, по всей видимости, презентацию проекта не читали, либо решили воплотить его в жизнь по-своему. Иначе как объяснить официальные документы, публикуемые на сайте мэрии?
Я, как обычно, обратился к первоисточнику и ознакомился с постановлением мэрии.
На мой взгляд, это постановление отклоняется от той концепции, которая разработана «Город.PRO».

Уже в первом полугодии 2017 г. планируется приобрести 60 низкопольных автобусов на газовом топливе большой вместимости – до 105 человек и тогда же заключить договоры с частными перевозчиками.

Одновременно планируют создать центр по управлению пассажирскими перевозками: он будет осуществлять контроль за подвижным составом, обработку информации и т.д. Это шаг в сторону объединения управлением наземного транспорта. Он соответствует первоначально заявленному проекту. Но, по большому счету, единственный, запланированный руководством города на первое полугодие 2017 года, то есть до того момента, как будет овеществлен, по логике, завершающий этап реформы – запуск новых маршрутов в единой системе общественного транспорта. Как я уже писал ранее, довольно рискованно начинать новые этапы проекта, не завершив предыдущие. Теперь этот риск документально санкционировали.

Как руководитель Комитета по инфраструктурным проектам при Свердловском отделении общественной организации «Деловая Россия», я не могу не заметить, что как раз инфраструктура-то не меняется в лучшую сторону.
В концепции реформы на первом этапе было предложено: выстроить и оборудовать остановки общественного транспорта; разместить их таким образом, чтобы при пересадке расстояние между ними было не более 250 метров; для безопасности пассажиров рядом с остановками устроить пешеходные переходы и светофоры; установить на остановках электронные табло, на которых в режиме online отражается время прибытия транспорта; объединить весь общественный транспорт, в том числе и метро, в единую транспортную сеть; изменить тарифы на проезд таким образом, чтобы оплачивать не факт посадки в транспортное средство, а поездку в целом, включая пересадки…

В документах, опубликованных на официальном городском портале, говорится о том, что строительство и реконструкция остановок займет целых 3 года. Такой подход я бы назвал странным: сначала у нас отменят и изменят маршруты, а потом, когда-нибудь, будут готовить под них инфраструктуру, – это противоречит логике и создает неудобство для людей. Раз планируют менять остановки в течение трех лет, то зачем торопиться с отменой и изменением всех маршрутов одновременно?

Более того, всю инфраструктуру города планируют подчинить удобству именно общественного транспорта, но сделать это за счет других участников городского движения - напомню, что по нашим дорогам передвигаются и пешеходы, и велосипедисты, и частные автомашины.
Городские власти планируют сделать больше выделенных полос для движения общественного транспорта - и это здорово, но почему не за счет расширения дорожного полотна, хотя бы в перспективе, а за счет запретительных мер – нарисуют сплошную полосу и снизят пропускную способность дорог, где вполовину, где на треть. Трамвайные рельсы не перенесут отдельно, а запретят автомобилистам двигаться по трамвайным путям во всех случаях, а не только в тех, которые в настоящее время описаны в правилах дорожного движения.
Готовятся также изменить схему работы светофоров таким образом, чтобы частный транспорт стоял, уступая дорогу общественному. А как быть с пешеходами? Они в этом случае будут дольше ждать у перехода «зеленого человечка»?
Вдобавок, на улицах устанавливают все новые системы видеофиксации нарушений –  автолюбителям, помимо стояния в еще больших дорожных заторах, не избежать дополнительных штрафов на дорогах.
Упомяну также расширяющуюся сеть платных парковок, зачастую расположенных на проезжей части. Кстати, никто меня еще не убедил в том, что такие парковки удобны всем участникам движения и что они реально увеличили скорость движения в городе.

Получается, вступают в действие новые маршруты с интервалом движения от 3 до 5 минут в час пик – и все, на этом изменения заканчиваются?! Предложенная реформа системы общественного транспорта теряет свой задуманный разработчиками смысл, если не будут выполнены все остальные ее задачи. Не видать городу комфортного и безопасного общественного транспорта?

Если говорить о концепции развития мегаполиса будущего, озвученного, в том числе, и на форуме «Город 2030», «Екатеринбург – это город для человека». Хочется напомнить, что мы передвигаемся не только на общественном транспорте, но и другими способами, в том числе и на машинах. Я, как автолюбитель, считаю несправедливым отдавать приоритет городскому транспорту за счет ущемления других участников движения.
Худшие опасения горожан начинают сбываться…

Информация, которая сейчас выложена на сайте городской администрации, неполная.
Все сосредоточено только на покупке новых автобусов и отмене маршрутов, остальные задачи игнорируются.
Куда торопится городская администрация, нарушая ту самую концепцию, которую сами же оплатили, противореча своим же собственным планам развития города для человека?
Система конкурсов законом определена таким образом, что создать новые остановочные комплексы быстро не получится, т.к. это сопряжено со многими этапами: строительство, прокладывание электрических кабелей, изменение рельефа проезжей части и многое другое.
Сегодняшние официальные документы настораживают тем, что программа реализуется однобоко. Все остальное откладывают на потом, на неопределенное время.

Обсуждающие реформу – противники и сторонники - обращают внимание на изменение маршрутов, но никто не обращает внимания на другие необходимые изменения.

Давайте поймем: важно не то, сколько маршрутов будет, а как они будут функционировать, насколько комфортно будет ездить в общественном транспорте, тепло ли будет зимой и не душно ли летом. Дорогу от остановки нужно оборудовать таким образом, чтобы ее было безопасно переходить, особенно школьникам, которые много ездят в кружки и секции, но еще плохо знают ПДД.

Необходимо, чтобы наш мегаполис рос, развивался, дышал, чтобы улучшался уровень жизни всех горожан, что, несомненно, привлечет инвестиции и поднимет благосостояние нашего общества.
Транспортная система должна измениться в лучшую сторону, а не деградировать.
И если решили проводить реформу, то делать это нужно открыто, правильно, с полным соблюдением технологий, этапов и сроков. Тогда хорошая идея не исказится до неузнаваемости и не вызовет такого общественного протеста, как сегодня.
Давайте направим усилия и горожан, и властей на то, чтобы наш Екатеринбург был городом для людей, которые могут комфортно жить, работать, реализовывать себя, передвигаться, отдыхать».