Барометр «Деловой России»: Снижение платежеспособности, неэффективная работа госорганов, рост налоговой нагрузки на бизнес

19.12.2013

 В целом ноябрьские показания Барометра находятся на уровне показателей октября 2013. Значение Барометра на 01.12.13 составляет 7,2 пункта, что всего лишь на 0,5 пунктов меньше, чем на 01.11.13.   Интересно, что индекс текущего состояния опустился на 5 пунктов, из-за того, что респонденты ощущают снижение платежеспособного спроса. А индекс предпринимательских ожиданий возрос на 5 пунктов, так как большинство опрошенных ожидают роста физических объемов производства.

36% опрошенных ощущают увеличение физического объема производства и рост занятости на предприятии, по сравнению с прошлым кварталом, но при этом 25% опрошенных говорят о снижении объемов продаж. Не ощущают изменения средних цен на продукцию 66% опрошенных. Снижение объемов продаж отмечают в первую очередь такие отрасли, как металлургическое производство, торговля. Среди негативных факторов, необходимо отметить,  что 47% респондентов говорят о снижение платежеспособного спроса на свою продукцию.

Индекс теневой экономики имеет положительное значение, по сравнению с прошлым периодом.  Лишь 23% отпрошенных говорят о росте «серых» схем ведения бизнеса, и росте зарплат в конвертах, в то время как в прошлый период 45% респондентов отмечали рост по этим показателям. При этом 15% говорят о снижении уровня экономических правонарушений в бизнесе. В прошлый период о снижении говорило лишь 5% опрошенных.  Более 45% опрошенных уральских бизнесменов отмечают рост уровня Коррупции в экономике, что на 10 пунктов выше оценки прошлого периода.  32% отпрошенных не ощущают существования угрозы рейдерского захвата

Среди сдерживающих факторов развития бизнеса лидирует  удорожание услуг естественных монополий, более 47% опрошенных отмечают рост этого фактора.

  Также 47% респондентов говорят о росте требований со стороны надзорных и контрольных органов. 45% респондентов отмечают рост  налоговой нагрузки на бизнес, что является демонстрацией напряженного эмоционального состояния в этом вопросе, так как реального повышения налогового бремени государством последнее время не производилось.  43% говорят о росте сроков дебиторской и кредиторской задолженностей, что подтверждает отзывы респондентов о падении платежеспособного спроса.

 Среди ресурсных ограничений лидирует «доступность на рынке труда высококвалифицированных кадров», 49% опрошенных отмечают снижение данного показателя.

 Что касается рынка внешних заимствований, то большинство респондентов не ощущают никаких положительных изменений. 23% процента предпринимателей ощущают снижение доступности долгосрочных кредитов. 25% опрошенных ничего не знают о формах господдержки, и не рассматривают ее в качестве возможных источников, 30% говорят о  снижении доступности государственных средств для бизнеса.

Основное конкурентное давление уральский бизнес ощущает со стороны российских компаний, 91% опрошенных отмечают ее как сильную или умеренную.  При этом 20% респондентов отметили как умеренную конкуренцию со стороны ближнего и дальнего зарубежья. Наибольшее давление со стороны ближнего зарубежья испытывают отрасли – химическое производство, текстильное производство, производство электрообрудования.

По всем опрошенным показателям уральские бизнесмены дают низкую оценку  эффективности работы государственных органов. Более половины респондентов не верят в качественную судебную защиту бизнеса, и отмечают как низкий,  уровень законодательного регулирования экономики. 40% опрошенных недовольны эффективностью работы Антимонопольной службы.  47% отмечают как низкую – эффективность работы Федеральной Миграционной службы. 51% опрошенных ответили, что считают, что эффективность таможенно-тарифной политике в государстве «никакая»

 

 

Барометр «Деловой России». Свердловская область – ежемесячное исследование, проводимое Аналитическим центром Аудиторской Группой «Капитал» совместно со Свердловским региональным отделением «Деловой России».

Cбор данных проводился среди предприятий Свердловской области посредством анкетирования.  Руководителям компаний предлагалось ответить на ряд вопросов, характеризующих экономический климат в регионе.