Эксперт Ирина Екимовских: Банки становятся инструмент «обеления» экономики

23.06.2014

Сопредседаатель свердловского регионального отделения  общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Ирина Екимовских:  «Все кто обращался в банк за получением кредита в течение последнего года, могут с уверенностью сказать — год назад получить кредит было легче, проще, быстрее. То же самое скажут те, кто уже получил кредит в банке и проходит процедуру ежеквартально мониторинга — анализ деятельности компаний стал более тщательный, дотошный, скрупулезный. Кредитные учреждения на порядок повысили требования к качеству предоставляемой информации. 

С чем это связано?

На самом деле кардинальные перемены во взаимоотношениях между банком и клиентом начались еще в 2002 году с принятием Федерального Закона от 07.08.01 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банки обязали быть «доносчиками» на своих клиентов при совершении клиентами определенных операций. Затем в Закон ежегодно вносились поправки и изменения, формировалась практика применения этого закона, и вот Кредитные учреждения стали пропадать один за другим…. Формулировка с которой у банков отбирали лицензии была с том числе, «в связи с проведением сомнительных операций». 

Точного определения сомнительных операций нет нигде в законодательстве, поэтому Банки стали «перестраховываться» и каждого клиента начали рассматривать буквально под микроскопом.  

Большое влияние на отношение Кредитных Учреждений к предприятиям повлиял Федеральный Закон № 134-ФЗ от 28.06.13, внесший изменения в целый ряд документов, таких как Закон 115-ФЗ, в Уголовный и Гражданский Кодекс, в Закон «О банках И банковской деятельности». 

Наиболее острые моменты 134-го Закона:

- введено понятие бенефициарного владельца, которого Банки должны определять каждый раз вступая во взаимоотношения с предприятием, и обновлять информацию ежегодно;

- кредитные учреждения обязали осуществлять идентификацию клиента, получать информацию о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации клиента;

- Банкам запретили заключать договор банковского счета в случае непредставления клиентом документов, необходимых для идентификации клиента;

- Банкам разрешили не открывать расчетный счет, если клиент выглядит сомнительным. 

- Банки обязали предоставлять в уполномоченный орган информацию об операциях, остатках и вкладах физических лиц;

- в Уголовный Кодекс введена новая статья 193.1 и новый состав преступления: вывод средств за рубеж под видом совершения «законных» финансовых операций. (При этом крупным размером признается сумма – 6 млн, а особо крупным – 30 млн).

Ответственность за нарушение Федерального Закона №115-ФЗ сформулирована предельно четко и конкретно: «Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами …может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии». 

Кредитные учреждения превратились в инструмент «обеления» экономики. Инструмент может быть даже более мощный, чем налоговая инспекция. Потому что без расчётного счета на рынке делать нечего, а без кредитов сложно обеспечить развитие компании.

  С одной стороны, возникает некоторое противоречие, так как роль банковского сектора все-таки должна быть иная, чем контрольно-карательная. Кредитные учреждения, являющиеся коммерческими структурами, должны, прежде всего, обеспечивать лучшие условия для деятельности клиента и функционирования экономики в целом.

  С другой стороны, ужесточение банковской политики, это лишь один из кирпичиков государственной политики по оздоровлению экономики.  

Введение электронных книг покупок-продаж, усилившийся контроль налоговой инспекции, новые требования банков — все это ставить предпринимателя перед выбором - или работай честно и плати налоги, или уходи с рынка.

Главное, чтобы все предприниматели были поставлены в равные экономические условия, чтобы «коррупционная составляющая» не позволила кому-то не платить налоги, или легко кредитоваться в банке. Тогда рынок сможет сформировать честную цену, и возможно мы выйдем на новый уровень развития экономики».