13 ноября 2014 года Общественная организация «Деловая Россия» и Аудиторской Группой «Капитал» проводят круглый стол на тему: «Что ждать от Налоговой: ужесточение правил проверок и расширение полномочий правоохранителей». К дискуссии приглашены: представителей ведущих бизнес-сообществ области, Управления Налоговой службы по Свердловской области, Следственного комитета по Свердловской области, эксперты в области налогов и права.
Место проведения: г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт 12, стр. 1, конференц-зал БК Квартал. Начало в 15-00.
Изменения 2015 года, которые затронут каждого налогоплательщика.
- Новые правила предоставления декларации по НДС.
C 01 января 2015 вступают в действия новые правила предоставления декларации по Налогу на Добавленную стоимость (п.5.1. ст. 174 НК РФ). Теперь в налоговой декларации надо будет указывать все сведения, которые содержатся в книге покупок и книге продаж.
Если сейчас при заполнении декларации суммы НДС указываются одной цифрой по разным строчкам налоговой декларации, то с 2015 года каждую цифру надо будет расшифровывать. Так сумма налога, предъявляемая к вычету, превратиться список контрагентов с указанием ИНН и суммы покупки.
Какими проблемами это может обернуться для налогоплательщиков?
Организация предъявила сумму налога к вычету, а ее контрагент не показал эту отгрузку в своей декларации. И опять же «новелла» Налогового законодательства. Выявленное несоответствие будет поводом для проведения камеральной налоговой проверки, и возможностью провести осмотр помещений и территории налогоплательщика.
С 2015 года у налогового органа появляются новые основания назначения камеральной проверки:
- при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации
- при выявлении несоответствия сведений об операциях, представленных налогоплательщикам, сведениям представленным в налоговый орган его контрагентом
- при выявлении несоответствия в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур
Камеральная проверка будет назначаться у налогоплательщика, у которого выявленные несоответствия приводят к
- к занижению суммы, подлежащей уплате в бюджет,
- либо к завышению суммы НДС, подлежащей возмещению.
Изменения внесены и в статью 91 НК РФ «Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки».
Если до 01 января 2015 года, доступ на территорию или в помещения налогоплательщика был разрешен только при предъявлении решения о проведении выездной налоговой проверки, то с 2015 года основанием для проведения осмотра будет в том числе Постановление о проведении камеральной проверки, назначенной в соответствии с п.8.1 статьи 88 НК РФ (то есть при выявлении несоответствия данных, предоставленных в налоговый орган).
Грядущие изменения порождают множество вопросов, таких как:
- хватит ли у налогового органа ресурсов для администрирования всех несоответствий по таким камеральным проверкам (написание акта, рассмотрение возражений на акт с участием налогоплательщика, вынесения решения, рассмотрение апелляционной жалобы на решения, представление интересов ФНС при дальнейшем судебном обжаловании)?
- что будет, если контрагент не отразит выручку в своей налоговой декларации и соответственно не покажет НДС к уплате?
-сможет ли налогоплательщик принять к вычету налог при соблюдении принципа «должной осмотрительности», даже если контрагент не «отзеркалил» операцию в декларации?
- что будет, если налогоплательщик вовремя не воспользуется своим правом на вычет (например, при несвоевременном получении счета-фактуры). В таком случае книги продаж покупателя и поставщика совпадать не будут, как это отразится на праве применения вычетов по НДС?
- Новый порядок возбуждения уголовных дел.
С 22 октября 2014 года вступил в действие новый порядок возбуждения уголовных дел, связанных с неуплатой налогов. (Закон №308-ФЗ)
До этого момента, основанием для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ (налоговые преступления), могли быть только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Эта либеральная поправка была введена в статью 140 УПК РФ в конце 2011 года с целью улучшения инвестиционного климата в стране.
В новой редакции ст.140 УПК РФ данная поправка отменена.
Теперь поводом для возбуждения уголовного дел, в том числе и по экономическим преступлениям, может быть «наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления».
Прописали в Уголовно-процессуальном Кодексе и новый порядок возбуждения уголовных дел, связанных с налоговыми преступлениями. Так следователь обязан в течение 3 дней с момента получения информации и документов, которые могут свидетельствовать о совершении преступления, направить запрос в вышестоящий налоговый орган (по отношению к налоговому органу, где зарегистрирован налогоплательщик). После получения заключения, но не позднее 30 суток со дня получения информации о преступлении, следователем должно быть принято процессуальное решение. При этом Уголовное дело может быть возбуждено и до получения информации из налогового органа (п.9 ст. 144 УПК РФ).
То есть можно возбудить уголовное дело и не дожидаясь ответа из ФНС. Остается загадкой, как следователь, зачастую не имея экономического образования и опыта, сможет рассчитать сумму неуплаты налогов, без заключения ФНС.
Дело в том, что статьи 198-199.2 УК РФ содержат разную степень квалификации преступления, так крупным размером неуплаты налогов с организации считается неуплата «более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей».
Срок давности привлечения к ответственности за неуплату налогов в особо крупном размере составляет 10 лет.
А срок, за который может быть проведена выездная налоговая проверка, по Налоговому Кодексу составляет 3 года, предшествующие дате вынесения решения о проверке. В налоговом кодексе установлена обязанность налогоплательщика в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Означает ли это, что теперь необходимо все первичные документы хранить в течение 10 лет?