Министерством финансов РФ подготовлен проект Федерального закона, который вносит существенные изменения в Налоговый кодекс России. Если он будет принят, то предприниматели в 2015 году, особенно в регионах вымрут, как класс. Проект закона сейчас направлен в региональные министерства финансов для ознакомления и получения положительных заключений.
Согласно проекту, во-первых, предлагается разрешить законодательным органам субъектов РФ самостоятельно уменьшать размеры ограничений на переход и применение упрощенной системы налогообложения.
На сегодняшний день предельный размер доходов для перехода на упрощенную систему налогообложения бизнесом составляет 45 млн. рублей (за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на УСН), для применения упрощенной системы налогообложения – 60 млн. рублей за календарный год. Максимальный размер остаточной стоимости основных средств сегодня составляет 100 млн. рублей, а средняя численность работников – 100 человек.
Проект федерального закона Минфина России предусматривает, что субъекты РФ смогут снизить установленные показатели не более чем в 10 раз, то есть предельный размер доходов для перехода на УСН может составить 4,5 млн. и 6 млн. соответственно, остаточная стоимость основных средств 10 млн. рублей, а средняя численность работников – 10 человек.
Данные ограничения коснутся только организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оптовой и розничной торговле, оказанию услуг общественного питания, операции с недвижимым имуществом. При этом неважно, какую долю от общего дохода предпринимателя приносят данные виды деятельности – для определения показателей доходности учитывается общий доход в целом.
Во-вторых, вносятся поправки по применению патентной системы налогообложения. В отношении патентной системы субъектам РФ предоставляется право снижать предельный размер ограничения по доходам, но не более чем в 10 раз (то есть с 60 до 10 млн. рублей) по следующим видам предпринимательской деятельности:
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли,
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети,
- услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания,
-сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.
Минфин России направил, подготовленный проект Федерального закона в региональные министерства финансов, в том числе минфин Свердловской области с просьбой предоставить отзыв о готовности регионального малого и среднего бизнеса справится с новой возросшей в разы налоговой нагрузкой, начиная с 2015 года.*
Для руководителя комитета по оценке регулирующего воздействия Свердловского регионального отделения «Деловой России» и управляющего партнера юридической компании «ЭНСО» Алексея Головченко после ознакомления с предложенным законопроектом, очевидно, что малый и средний бизнес Свердловской области с учетом экономической ситуации в России в 2015 году не справится с таким налоговым бременем. Кроме того, предлагаемые поправки в Налоговый кодекс РФ приведут к исчезновению в Уральском регионе предпринимателей, как класса. Особенно пострадают отрасли торговли, питания и недвижимости. Поэтому, местное отделение «Деловой России» уже направило свои замечание в региональный минфин и настоятельно рекомендует ему ответить Минфину РФ, что стоит отложить принятие, предложенной редакции федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ до полной стабилизации ситуации в экономике страны. Предлагаемые новации нанесут больше вреда, чем пользы малому и среднему бизнесу в России.
Среди главных последствий от предложений Минфина России для экономики Свердловской области Алексей Головченко выделяет:
1) увеличение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес региона вследствие необходимости его перехода на общую систему налогообложения;
2) многократное сокращение количества субъектов предпринимательской деятельности в свердловской области;
3) как следствие этого значительный рост безработицы;
4) увеличение уровня цен (за счет увеличения налоговой нагрузки, а также по причине сокращения количества предпринимателей.Если предпринимателей станет меньше, то оставшаяся их часть в условиях отсутствия конкуренции автоматически установит более высокие цены на свою продукцию);
5) переход части предпринимателей в теневой сектор экономики.
По словам Алексея Головченко: «Мало того, что последние предложения Минфина России по налоговому Кодексу РФ практически ставят жирный крест на малом и среднем бизнесе в нашей стране, как явлении. Они еще идут в разрез с тезисами послания Президента Владимира Путина Федеральному собранию России от 4 декабря 2014 г. В своем послании глава государства пообещал бизнесу в ближайшее время не повышать налоги, а также амнистировать капитал, возвращенный в Россию».
__________________________________________________________
*Справка:
предприниматели находящееся сегодня на упрощенной системе налогообложения ежегодно платят в федеральный бюджет от 1% до 6% с дохода;
предприниматели, использующие патентную систему налогообложения, ежегодно отчисляют в качестве налоговых платежей небольшую фиксированную сумму в муниципальный бюджет. Ее размер зависит от площади, занимаемой данным бизнесом (магазином, парикмахерской и др.).
В случае же перехода бизнеса на общую систему налогообложения, за повсеместное использование, которой сегодня выступает Министерство финансов РФ, предприниматели будут вынуждены платить налог на прибыль в размере 20% и НДС – 18%, итого: 38% от получаемой ими прибыли! Добавьте к этой сумме расходы на заработную плату персонала и другие издержки, и Вам станет очевидно, что бизнес становится абсолютно нерентабельным.