Закончилась серия деловых игр «Золотой город» для школьников. Теперь играть будут предприниматели.

20.03.2015 09:40

Закончилась  серия деловых игр «Золотой город»,  которые  свердловское отделение «Деловой России» совместно с международной школой лидерства JLider   проводила  среди школьников  и студентов колледжей  Свердловской области.

 Всего в играх приняло участие   около 200  человек из Екатеринбурга и Нижнего Тагила.

Отметим, что  «Золотой город» уникальный авторский  проект, разработанный специально для выявления качеств, необходимых предпринимателю, позволяющий поработать со своими внутренними преградами, увидеть их, и превратить их из врагов в союзников. 

 Деловая игра «Золотой город» позволяет рассмотреть реальные ситуации, которые ожидают человека на пути к собственной мечте. В безопасном игровом пространстве участники проверяют качества, которые могут помочь или, наоборот, навредить, в той или иной трудной ситуации.

Игра создана в технологии форсайта,  что позволяет  не просто выявить качества  необходимые для предпринимателя, но и дает ответ на вопрос   над чем необходимо поработать каждому, чему стоит учиться, чтобы зарабатывать больше,  как  настоящим предпринимателем. 

Первые серия из 8 игр проводилась среди старшеклассников, потому что именно они находятся на перепутье выбора дальнейшего пути. Именно им важнее всего было понять  — какими качествами должен обладать предприниматель и, основываясь на этом,  сделать свой выбор. 

И хотя изначально игра разрабатывалась для школьников,  по итогам  восьми игра было принято решение  провести еще одну специальную игру для предпринимателей.

Как говорят сами бизнесмены,  побывавшие  на играх «Золотого города»,   — «это  очень хороший повод поработать со своими внутренними преградами и сделать  их своими союзниками». Игра  развивает нестандартное мышления,  а это  то, что нужно всем современным бизнесменам.

Как  считает один из инициаторов проекта, лидер свердловских делороссов Леонид Гункевич: «Это был пилотный проект.  По его результатам  будет принято решение,   как и в какой форме его можно будет  продолжить и расширить. Ведь совершенно очевидно, что   сегодняшнее поколение находится в жесткой зависимости от «общества потребления».  Подобные  проекты  помогают нам воспитать  поколение, нацеленное на созидание». 

Директор международной школой лидерства JLider    Вера Голенкова   так отозвалась об уже прошедших об играх: «Эмоции  часто выходили из-под контроля и создавалось впечатление, что ребята не слышат друг друга, хотят привлечь внимание только к собственной персоне. Однако в атмосфере кажущегося хаоса рождались интересные идеи. Ребята демонстрировали умение хорошо говорить, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

В ходе словесных поединков одна из групп очень удивила всех присутствующих, самостоятельно дойдя до мысли, что побеждает ситуативное лидерство: команда, в которой каждый может быть лидером, негласно уступала лидерские позиции самому осведомлённому в том или ином вопросе. Потрясающий командный дух, умение чувствовать друг друга и, если нужно, подстраиваться, быть гибкими.

В Школе Лидерства мы учим именно этому: не бояться высказывать своё мнение, уметь убедить, а значит – уметь повести за собой».

 Своими впечатлениями  о том,  что выявила игра,  поделился  ее автор  Андрей Сальцев: «В основе игры – путешествие в «Золотой город», на пути к которому стоят преграды, а с преградами помогают бороться качества.

В итоге отлично видно, какой именно город хотят видеть участники игры в конце пути, какие преграды считают существенными и с какими качествами эти преграды стараются преодолеть.

Пока обрабатывается статистика, хочется поделиться некоторыми соображениями, так сказать, по горячим следам.

 

Если будущего нет.

 

Если будущее выражено в виде набора расхожих клише (поступить в ВУЗ, неважно какой, прилично зарабатывать, непонятно, правда, сколько это). Как можно выстраивать разговор о таком будущем?
Минимум в двух играх такая модель была чётко видна: у детей просто не был сформирован понятийный инструментарий для разговора о перспективах собственной жизни. Это как если бы обсуждать кругосветку с человеком, который уверен, что земля – плоская.

Можно предположить, что таким детям и не нужны разговоры о предпринимательстве, на практике с ними и не разговаривает никто об этом. И вытащить ребёнка, которого по разным причинам ни семья, ни школа не научили думать о будущем, из анабиоза может только критическая жизненная ситуация, из которой не всем и не всегда удаётся выйти.

Поэтому первое, что нужно делать в работе с подростками, это формировать понятийный аппарат для обсуждения собственного будущего. Делать это, конечно, необходимо при прямой поддержке школы и родителей, поскольку собственного запроса от детей ждать не приходится: они просто не знают о чём спрашивать.

 

Синдром начитанности

 

Многие предприниматели знают, насколько важно быстро и точно формулировать свои мысли, удерживать логику разговора. Эти коммуникативные навыки формируются вместе со скоростью мышления, умением быстро выделять главное и концентрироваться на нём.

В двух сценариях мы наблюдали, как очень неплохие дети, защищая свои позиции, уходили в бесконечный словесный поток, уже в первой трети фразы теряющий свою связь с основной мыслью.

Эти дети привыкли к монологу, в который нужно впихать все свои знания. Причины появления такого навыка вполне понятны. Только практика показывает, что реальное общение монологичности почти не терпит. 

Детям нужна хорошая тренировка по выражению собственного мнения, а значит – по глубокому анализу получаемых знаний и областей применения этого знания.
Знание – это возможность диалога с окружающей действительностью на самых разных уровнях, а не материал для самопрезентации.

 

Кидать или не кидать.

 

Мифологическое пространство современного школьника наполнено страшилками про предпринимательский мир, основанное на дикой смеси НТВ, новостей и родительской памяти о лихих 90-х. В связи с этим хитрость, цинизм, эгоизм всплывали в играх как непременный атрибут предпринимателя. Поскольку дети очень легко играют в игру «Я вас скажу то, что вы хотите услышать», деструктивные качества озвучивались с места, полуанонимно в виде определённой позы «а-ля а я тут знаю правду».

Мы прекрасно понимаем, что реальность вполне богата такими моделями поведения в бизнесе, но мы так же понимаем, что это тупиковый путь.
Взрослые, прошедшие сложный путь, начинают понимать и репутационные риски, и сложность мироустройства, в котором любое кидало рикошетит по всем. Но как это понимание передать детям? Ведь деструктивные модели поведения действуют часто не на уровне рационального выбора, а в виде управляющих иррациональных мифов. В общем, та ещё задачка.

 

Кто страшнее, я или мир?

 

Преграды, которые выделялись в игре, сразу резко поделились на внутренние и внешние. Внутренние как-то сразу взяли пальму первенства по частотности применения в игровых ситуациях.  Эгоизм, гордыня, лень – всё это страшные тормоза, и участники игры чётко это показали, равно как и способы борьбы с этими тормозами. И только одна группа выделила в качестве преград проявления внешнего мира в виде, например, тотальной милитаризации общества. У меня сложилось стойкое впечатление, что перекос в пользу внутренних ограничений и соответствующих качеств для их преодоления, происходит ещё и потому, что детям слабо известны сценарии противодействия внешнего мира, например, налоговое давление или что-то в этом роде.

Строго говоря, знание как качество полезное для путешествия в Золотой город, выделялось не очень часто. Увы, но это практическое отражение реального отношения школьников к рациональному осмыслению окружающей действительности.

 

Хитрость и гибкость мышления.

 

Один из наиболее интересных выводов из игры – способность деструктивных качеств человека эволюционировать в конструктивные. Очень важно, что школьники часто сами говорили, что эгоизм, страх, хитрость не противопоставлены высоким качествам, а являются как бы сырьём для них. Переосмысливая своё эго как сильное волевое начало, можно избежать самолюбования и трансформировать силу самосознания в преобразования своего города или страны (не говоря уже о семье). Наши базовые страсти – сильный, опасный и очень непростой инструмент. Конечно, пользоваться им лучше учиться с детства.

Отдельно стоит остановиться на описании Золотого города. Нужно сказать, что те качества, с которыми игроки приходили в город, часто городом не принимались. Идеальная картинка, идеальный образ жизни не содержит, по мнению играющих, те компоненты, которые нужны, чтобы его достичь. 

Это очень важная задача – рассмотреть подробно Мечту о Городе. На мой взгляд, пока эта мечта соткана из «принятых в приличном обществе» мифов и шаблонов, за которыми редко мыслятся реальные жизненные сценарии. Что такое, например, быть добрым?

Пару лет назад мы проводили игру по книге А. Васильева «Добро», результатом игры стало прямо-таки откровение: добро может мыслиться в совершенно разных ценностных плоскостях, и даже у зла есть своё представление о добре. При столкновении разных позиций битва за добро может легко перейти в реальное убийство.

Если мы ставим задачу научить детей нужным качествам, то обойти вопрос о ценностях будет невозможно. И цинично сказать тут «думайте своей головой» не удастся. Как минимум перед этой фразой нужно будет твёрдо сказать,  какое понимание добра есть у нас самих.