В Свердловской области в зоне риска оказался один из важнейших социальных проектов, который реализуется за счет бюджетных денег. Дома для льготников в ряде муниципалитетов начинают рассыпаться даже до истечения пятилетнего гарантийного срока. Как передает агентство «URA.Ru», в регионе есть несколько проблемных объектов, введенных по «ускоренной программе».
Один из примеров — новый дом в Верхотурье по адресу Заводская, 7. Квартиры в нем дети-сироты получили в ноябре прошлого года. Стройка считалась образцово-показательной, а спустя всего полгода после заселения трехэтажка «поплыла». Как сообщил депутат Заксобрания Свердловской области Андрей Альшевских, подвал, а затем и дворовая территория оказались затоплены. «Брошены недоделанные тротуары, отсутствует благоустройство как таковое. Ребятню заставляют играть среди грязи, земли и щебня. А если кто запнется о камни, железные прутья? Площадка для мусорки предусмотрена, а с контейнерами пожадничали. Разве что-то сверхъестественное жители просят? Застройщик ООО „РемСтройАвтоСервис“ не спешит устранить огрехи. Напротив, на Заводской, 4 стоит аналогичная подтопленная коробка. Ее сдадут к концу года опять же для льготников. По каким-то своим нормам рабочие возводят здание, даже забором не обнесен участок», — возмущается Альшевских.
Как пишет «URA.Ru», дом в Верхотурье был построен для тридцати детей-сирот застройщиком — ООО «РемСтройАвтоСервис». Как сообщалось ранее, первый в Верхотурье дом для сирот планировалось ввести в эксплуатацию досрочно. Он был построен по программе Фонда жилищного строительства Свердловской области (ФЖС) — специализированного областного учреждения, консолидирующего деньги федерального и регионального бюджетов для строительства домов и обеспечения квартирами сирот, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий.
По словам заместителя директора фонда Дмитрия Данилова, данный дом был сдан в зимний период и принят с гарантийным благоустройством. Сейчас застройщик устраняет все недостатки. «У нас было замечание по повышенной влажности в жилых помещениях. Текущий осмотр был 23 марта, который это выявил. 27 марта застройщику ушла претензия об устранении нарушений, которые уже частично устранены: выполнена подсыпка грунта, откачана вода. В мае будет следующий осмотр дома», — сказал он.
Впрочем, дом в Верхотурье не единственный проблемный объект. ФЖС является крупным распорядителем средств — только за последние 12 месяцев он разместил контракты на общую сумму около 2 млрд рублей, а с августа 2010 года этот показатель превысил 7 млрд рублей. Есть еще несколько домов, качество которых вызывает вопросы.
Так, один из сотрудников фонда рассказывает о строительстве в Нижнем Тагиле по адресу Чернышевского, 15 (ООО «Авента Инжиниринг»). «На стройке использовались самые дешевые и самые некачественные материалы, чтобы снизить расходы застройщика. Окна и линолеум не соответствуют договору. Ужасное качество квартир. Бывший начальник производственно-технического отдела фонда Лидия Попова была против приемки дома, ее принуждали принять документацию, и она ушла», — рассказывает инсайдер.
Проблемные стройки есть и в Таборах — «Деревообрабатывающая компания» получила деньги в 2010 году по шести контрактам на шесть домов, которые так и не были построены. Есть мнение, что бенефициаром этого предприятия является учредитель компании «Регион-Строй» Александр Попов, долгострои которого в Верхней Пышме стали предметом рассмотрения в рамках уголовного дела. По словам собеседника агентства, г-н Попов, имя которого напрямую в документах контракта не появлялось, лично приходил в фонд, где вел переговоры от лица «Деревообрабатывающей компании». А чуть позже представлял интересы ООО «Стройресурс», которое строит «фанерные дома» в Таборах на ул. Освобождения и ул. Горького по новым контрактам с ФЖС.
По данным источника «URA.Ru», близкого к ФЖС, на одном из объектов в поселке Шамары Шалинского района появилась трещина. Оперативно проверить эти данные «URA.Ru» не удалось. Собеседник агентства указывает, что за эту стройку отвечало ООО «ГарантСтрой» — постоянный партнер фонда. Эта многолетняя связка с фондом, по словам его бывшего сотрудника, возникла благодаря дружбе учредителя и директора «ГарантСтрой» Антона Воропай с бывшим заместителем главы фонда Александром Перминовым (в конце 2013 года был осужден на восемь лет в результате громкого уголовного дела о махинациях на стройках фонда). К тому же дочь директора ФЖС Оксаны Вохминцевой несколько лет являлась сотрудником компании. Сейчас она перешла в производственно-технический отдел фонда. Но «ГарантСтрой» не потерял своих позиций: в 2014 году компания заключила 38 государственных контрактов, из которых 28 — это стройки фонда, стоимостью от 1 до 9 млн рублей.
Руководитель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Илья Тарасов говорит, что проблема больших бюджетных строек сегодня стоит очень остро. В первую очередь, потому что застройщики стараются применять дешевые материалы, чтобы увеличить свою прибыль. Чтобы доказать, что их качество не соответствует требованиям, нужно проводить экспертизу, а средств на это нет, говорит Тарасов. «Везде покупается недвижимость по завышенным ценам. Плюс заключаются непрозрачные инвестиционные договоры. Проблема надзора стоит очень остро. По сути, сейчас он сведен исключительно к проверке финансовой составляющей», — объясняет он.
Как стало известно «URA.Ru», сейчас в ФЖС ведется проверка контрольно-ревизионного управления министерства финансов Свердловской области по итогам работы за 2014 год. Заключение эксперты подготовят в конце мая. Это первая из проверок, которую предстоит пережить фонду, и ее результаты сложно прогнозировать.
Проверка работы фонда за 2013 год вскрыла ряд серьезных нарушений, а кураторы потребовали от ведомства вести более жесткую претензионную работу в отношении недобросовестных застройщиков.
Как пояснил «URA.Ru» заместитель директора ФЖС Дмитрий Данилов, всего в акте проверки полпредства было шесть объектов, по которым появились замечания. По четырем из них нарушения устранены, еще две претензии — в работе. Первая касается строек Североуральского управления строительства (по решению суда фонд забрал два объекта в Красноуральске). Но более сложная ситуация сложилась на объекте в Ачите, где застройщик — ООО «Производственное объединение Уралстройкомплект» — бросил недостроенный дом на низкой стадии готовности. «Два года пытаемся добиться возбуждения уголовного дела. Материалы передают из области в городскую полицию и обратно. По госконтракту, заключенному еще в 2011 году, компания, получившая порядка 20 млн рублей, должна была построить квартиры для сирот и ветеранов боевых действий. Более того, в первой секции дома мы зафиксировали двойные продажи», — рассказал г-н Данилов. Вопрос по этой проблемной стройке выносился на правительство Свердловской области, однако пока разрешить ситуацию не удается.
«Строительные недостатки на объектах выявляются регулярно. Больше всего мелких, которые застройщик ликвидирует в рамках гарантийных обязательств. Есть откровенно недобросовестные компании, но мы «черный список» вести не можем. Остается только „просуживать“ тех, кто плохо сработал, и через суд добиваться устранения нарушений. Если замечания не устраняются, мы можем требовать возврата средств. Но таких примеров мало», — говорит Данилов.