Экономика России может прибавлять по 10% в год, но для этого требуется ее качественная ее перестройка, отмечается в обнародованном 21 октября докладе «Столыпинского клуба». Документ содержит план масштабных экономических реформ.
Авторами доклада выступили сопредседатели «Деловой России» Борис Титов и Антон Данилов-Данильян, зампредседателя правления ВЭБ Андрей Клепач, советник президента РФ Сергей Глазьев, управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович, завотделом международных рынков капитала ИМЭНО РАН Яков Миркин и другие видные экономисты и предприниматели.
Они намерены предложить доклад правительству в качестве основы долгосрочной стратегии до 2030 года.
На открытом заседании Столыпинского клуба ведущие российские бизнесмены, экономисты и представители общественных организаций, журналистского сообщества и органов власти обсудили подготовленный президиумом клуба программный доклад «Экономика роста», сообщает пресс-служба «Деловой России».
Эксперты убеждены, что добиться экономического роста, следуя только рекомендациям МВФ для развивающихся рынков, невозможно. Проводимая денежно-кредитная, бюджетная и налоговая политика, искусственно высокая ставка кредитов от ЦБ РФ, радикальное сокращение денежной базы и сдерживание расходов на развитие ведут к снижению рыночной конкуренции, доминированию олигополий и фактической деиндустриализации страны. Продолжение такой политики приведёт к консервации сырьевой зависимости экономики и технологической отсталости.
Главное предложение программы – отход от принципов поддержания видимости макроэкономической стабилизации и политики сдерживания к политике стимулирования экономического роста. Для этого предлагается проводить политику доступного кредита на уровне рентабельности российских предприятий – 4-5%, повысить соотношение денежной массы к ВВП до показателя 0,8-0,9 (сейчас 0,45), проводить политику стабильного, но низкого первые пять лет, курса рубля. Вопреки господствующим подходам главный путь к снижению инфляции – не ограничение денежной массы, а экономический рост, убеждены авторы доклада.
Среди других технических решений: взимание экспортных платежей непосредственно в валюте, мягкое валютное регулирование – налог на покупку валюты корпоративным сектором, ограничение роста тарифов инфраструктурных монополий, введение высоких экспортных пошлин на сырьё и продукты первого передела (возможный отказ от возврата НДС по ним).
Кроме того, авторы предлагают провести налоговую реформу в два этапа. На первом – принять ударный пакет льгот, стимулирующих инвестиции и технологическое обновление. На втором – привести структуры налогов в соответствие с уровнями развитых и динамично развивающихся стран (снижение налогов на производство до среднемировых – 41%, сейчас – 49%), введение налогов социальной справедливости – возврат к ЕСН, переход к прогрессивной шкале НДФЛ, введение «офшорного» коэффициента для компаний, зарегистрированных в офшорах.
Также в программе предлагается проведение земельной реформы, кардинальное (минимум вдвое) снижение числа проверок и реформа контрольных органов, повышение персональной ответственности чиновников за препятствование предпринимательской деятельности, развитие в России принципов электронного государства – перевод всех госуслуг в электронную форму).
Отдельно авторы остановились на бюджетной реформе. В этой сфере предлагается допускать умеренный бюджетный дефицит для стимулирования роста, расширение заимствований на внутреннем и внешнем рынках, проведение целевой (связанной) денежно-кредитной эмиссии (не менее 1,5 трлн руб. в год в течение 5 лет), повышение финансовой самостоятельности регионов и выбранных глав муниципальных образований, привязка региональных бюджетов к росту доходов предприятий и населения.
Всё это, по мнению авторов доклада, может позволить провести новую индустриализацию страны и вызвать рост экономики опережающими мировые темпами (до 10% в год). Важным условием успеха программы они считают её комплексное исполнение с использованием новой модели управления (отделением управления развитием).
«Сейчас принципиально уйти от монетарного принципа, где главное – поддержание макроэкономической стабилизации, к политике количественного смягчения по-русски, – отметил Борис Титов. – Это подразумевает приоритет промышленных перерабатывающих компаний над сырьевыми и переход от ручного управления к стратегическому. И не надо бояться эмиссии. В России немонетарная инфляция. Сокращение денежной массы только усугубит имеющиеся проблемы и еще больше разгонит инфляцию. Сократить ее можно, только обеспечив устойчивый экономический рост. Но, конечно, деньги должны идти в производство, а не просто раздаваться людям».
«Наша программа реальна и основана на актуальном международном опыте, – подчеркнул Сергей Глазьев. – Главное – целевое управление деньгами, что позволит восстановить управление финансами страны. Сейчас в этой сфере – хаос, финансовые власти не могут достичь ими же обозначенных целей. Сейчас в России нет инструментов поддержки бизнеса, которые действуют на Западе и на Востоке. Их появление позволит бизнесу перейти к творчеству и созиданию, обеспечит реальное государственно-частное партнерство на благо страны и ее жителей. Сохранение же текущей денежной политики приведет к сжатию денежной массы, расстройству денежного обращения. Мы можем вернуться к кошмару неплатежей девяностых».
«Наша валюта чрезмерно привязана к сырью, – констатировал Алексей Голубович. – Больше всего за последний год девальвировались валюты Бразилии, Австралии, ЮАР и России, при этом наша – сильнее всех. Когда мы говорим о методах валютного контроля, в головах обывателей возникают образы из советского прошлого, но это абсолютно не так. На самом деле речь идет об абсолютно рыночных механизмах, которые на том или ином периоде своего развития применяли почти все развитые страны».