Закон о транспорте, призванный навести порядок в отрасли, приведёт к новому хаосу

04.12.2015 15:11

Региональный законопроект «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области», призванный навести порядок в отрасли, мало того, что не справится с этой задачей, в случае принятия приведёт к более серьёзному хаосу. Нормативно-правовой акт проходит обязательную процедуру ОРВ, но большинство замечаний и предложений экспертов были попросту проигнорированы.

— Ни для кого не секрет, что правовым регулированиемв сфере  пассажирских перевозок, существовавшим до июля 2015 года, были недовольны практически все участники отношений: пассажиры, перевозчики, муниципальные и региональные власти. На сегодняшний день в отрасли сложилась напряжённая ситуация: бесконечные разбирательства в судах и антимонопольной службе, многочисленные обращения к уполномоченному по защите прав предпринимателей — свидетельство тому, — рассказывает член совета общественной организации «Опора России» Дмитрий Ханин.

— И вот, казалось бы, теперь появилась возможность по максимуму устранить основания для конфликтных ситуаций и заложить основу для системного формирования цивилизованного рынка пассажирских перевозок. Но, к сожалению, разработчики проекта областного закона лишь закрепили в нём распределение полномочий. Увы, замечания и предложения, направленные в Минтранс в рамках публичных консультаций, в большинстве своём так и не были учтены.

Эксперты просят сформировать обоснованную, в том числе научными исследованиями и результатами мониторинга, маршрутную сеть региона; обеспечить условия для добросовестной конкуренции; при проведении конкурсных процедур обязательно осуществлять общественный контроль, а также исключить в законе возможность произвольного толкования терминов и определений. 

Вообще любые неопределённости в законодательстве приводят к тому, что и происходит сегодня: одни перевозчики нарушают условия договора чуть ли не ежедневно — этого никто не замечает, другого же за «соринку в глазу» могут наказать по полной программе.

И этот закон ситуацию только обострит, уверены эксперты. Кроме того, с его принятием перевозчики смогут сами устанавливать стоимость проезда на рейсовых автобусах.

— Мы настаиваем на необходимости прописать в законе механизмы, обеспечивающие нормальные условия для конкуренции, но почему-то разработчики не хотят прислушаться к нашим аргументам! Вы представляете, пассажиров из Нижнего Тагила в Екатеринбург будет возить только один перевозчик? И что сдержит цены на билет по этому маршруту? Только стоимость электрички. А где железнодорожного транспорта нет, там и этого ограничителя не будет. И стоимость билетов в Серов, Краснотурьинск, Пышму, да тот же Берёзовский, вырастет в разы! — возмущается глава комитета по ОРВ регионального отделения «Деловой России», управляющий партнёр юридической компании «ЭНСО» Алесей Головченко.   

Общественники уверены, что недоработки данного законопроекта могут ударить и по владельцам автовокзалов, которые превратятся в бесплатную парковку для автобусов. Все эти и многие другие предложения экспертов в устной и в письменной форме неоднократно были доведены до сведения разработчиков. Тем удивительней выглядят попытки чиновников Минтранса исказить результаты ОРВ наиважнейшего законопроекта, причём в официальных документах, размещенных на сайте: в сводке предложений и в протоколе согласительного совещания!

«Необходимость срочного принятия закона не может и не должна оправдывать его низкого качества», —  добавляет Алексей Головченко. «Хотя времени для разработки было достаточно — три месяца. Да и сейчас поезд ещё не ушёл».