Глава правительства Дмитрий Медведев на встрече с президентом России Владимиром Путиным предложил «создать единую систему администрирования налоговых и неналоговых платежей внутри системы Минфина». Президент эту идею одобрил. Таким образом, будет создано новое ведомство с огромным перечнем полномочий и не менее огромным влиянием на экономику России. Член свердловской «Деловой России», кандидат юридических наук, руководитель Группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин отмечает, что пока еще рано говорить насколько успешным и эффективным окажется воплощение подобной системы администрирования. И пока что нужно получить ответы на самые очевидные вопросы.
Президент Владимир Путин идею создания нового ведомства одобрил. Единственное что публично попросил уточнить глава государства - кто будет заниматься администрированием пенсионных платежей. Медведев ответил, что пенсионные платежи и платежи в адрес социальных фондов также будут переданы в ведение этой системы, и администрирование платежей будет вести ФНС, используя те же методы, что и с налоговыми платежами.
«Таким образом мы сохраним внутри системы федеральную налоговую службу, которая отвечает за общее методическое руководство, администрирование и сбор налогов. Также погрузить в эту систему ФТС, которая у нас занимается сбором таможенных платежей, и соответственно, перевести ее на те же самые методические рельсы, на которых работает в настоящее время ФНС. И перевести в эту же систему Росалкогольрегулирование», - пояснил премьер-министр.
Таким образом в самое ближайшее время будет создана единая система администрирования и, надо понимать, контроля, всех налоговых и неналоговых платежей».
«Во-первых, экономический кризис в стране плавно переходит в бюджетный кризис, т.е. если в прошлом году ФНС постоянно отчитывалась об увеличении собираемости, то в этом году подобных победных реляций мы, скорее всего, не услышим. Да и в самом ФНС не скрывают - потенциал администрирования и контроля налоговая служба в прошлом году вычерпала. В этой связи, государство решило отказаться от распыления точек сбора налогов и обязательных платежей, переводя этот сбор под единое ведомственное начало. Во-вторых, что бы там ни говорили про ФНС, но эта служба еще с 90-х годов отличалась завидной эффективностью при «мобилизации» бюджетных доходов, поэтому можно даже удивиться тому, что этот вопрос не был решен ранее (хотя о необходимости объединения функций по сбору доходов в одном ведомстве впервые стали говорить более 10 лет назад)», - отметил Аркадий Брызгалин.
Впрочем, член свердловской «Деловой России» отмечает, что «нет ничего особо удивительного в этом шаге властей». Сейчас это «голая идея и без ее воплощения в конкретные мероприятия, так и остается пока абстрактной субстанцией» и в настоящее время рано отвечать на вопрос «что из этого получится?». Тем не менее, есть ряд вопросов, на которые уже можно сейчас получить ответы.
«Мы живем в историческое время, т.к. являемся свидетелями формирования фактически нового мегаведомства, которое будет регулировать огромный пласт отношений чуть ли не по всем доходам нашей отечественной бюджетной системы. Более интересны, как мне кажется другие вопросы, которые неизбежно возникают уже сейчас.
- Сколько времени потребуется для наладки этой новой ведомственной системы сбора налогов и иных обязательных платежей, и что будет происходить в этот переходный период?
- Получит ли де-факто (скорее всего, конечно же, получит) новое мега ведомство дополнительные полномочия?
- Усилится ли фискальный контроль, после того, как все фискально-контрольные функции в государстве будут переданы в единые руки?
- Будет ли восстановлен контроль Минфина за ФНС, как это было с 2007 г. (не секрет, что примерно с 2010 г. ФНС последовательно и «по кусочку» забирала себе дополнительные функции и компетенции, становясь все более независимой от Минфина службой).
- Последуют ли за организационными решениями кадровые перестановки?», - перечисляет господин Брызгалин.