Александр Рябов: бизнесмены слишком часто допускают «Ошибку выжившего»

15.02.2016 09:05

В 2016 году ряды свердловского отделения «Деловой России» пополнил генеральный директор Группы компаний «Восточный экспресс» Александр Рябов. Бизнесмен специализируется на управлении цепями поставок в маркетинге, производестве, логистике и торговле. Компания представлена в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске и в Гонкоге. В интервью для «Деловой России» Александр Рябов рассказал о мотивах вступления в организацию, почему футболу все-таки не стать национальным видом спорта, а регби как нельзя лучше подходит на эту роль, а также в связи с чем нужно чаще обращать внимание не на истории успеха, а на рейтинги самых больших бизнес-провалов. 

- Господин Рябов, Вы вступили в «Деловую Россию» и мы рады вас приветствовать в наших рядах. Что для Вас значит быть частью бизнес-объединения?     

- С точки зрения нашего бизнеса, Деловая Россия объединяет представителей малого и среднего бизнеса, а это как раз та целевая аудитория, с которой мы работаем. У нас есть определенный наработанный опыт, компетенции и мы готовы делиться этими знаниями. Деловая Россия объединяет активных предпринимателей. Для нас быть частью организации – показатель того, что твоя компания такая же активная и ответственная, в том числе и в социальном плане. 

Кроме того, «Деловая Россия» - это профессиональная площадка для того, чтобы рассказывать бизнесменам о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться, делая бизнес, связанный с внешнеэкономической деятельностью, уберечь их от возможных ошибок, помочь развиться.      

- Есть мнение, что наши предприниматели не готовы к выходу на внешний рынок, а потому и не стремятся туда?

- Это не совсем так, хотя есть объективные причины, тормозящие активный выход наших предприятий на внешний рынок. Проблема вывода российских товаров на зарубежные рынки в том, что у нас недостаточно знаний и компетенций по работе с этими рынками.

Почему у нас весь основной экспорт взяли в свои руки крупные коммерческие структуры? Исключительно потому, что у них есть возможность привлекать к решению этих задач профессионалов, умеющих организовывать нужные цепочки. Так вот, одна из главных задач нашей компании - опустить эти технологии до уровня малого и среднего бизнеса и уже на том уровне  объяснять, что представляют собой те пласты, и те объемы информации, переработав которые, можно понять - как продвигать свою продукцию в мире. 

- А есть положительный опыт выхода на внешний рынок предприятий малого и среднего бизнеса?

- Конечно. Сейчас на рынок Китая идет широкая продуктовая линия от уральских предприятий, таких как «Увелка», «Макфа», «Союзпищепром». Это средний бизнес. Но надо понимать, что они долго и тщательно готовились к этому:  изучали рынок, логистику, меняли собственную структуру. На том же «Союзпищепроме» есть целый штат переводчиков, которые готовят каталоги, занимаются рекламной продукцией и так далее.

Что касается малого бизнеса, то здесь не так много примеров, но они тоже есть. Правда, в основном это  касается приграничной торговли. Вот кстати, мы как-то привыкли, что вся сувенирная продукция в мире, как правило,  китайского производства. А в районе погранперехода Маньчжурия-Забайкальск - все наоборот. На нашей территории  выпускается  сувенирная продукция и поставляется в Маньчжурию, куда приезжают туристы посмотреть из бинокля на Россию. Вот так малый бизнес работает. Кстати, в приграничных финских городах очень много продукции из Питера.

- То есть все проблемы у нас в  голове? Надо не бояться, а делать?  

- И в компетенциях тоже. У нас  предприниматели крайне неохотно делегируют полномочия. Какое-то дикое недоверие к консультантам. Если ты посредник и оказываешь какую-то услугу, то ты автоматически под подозрением. Потому что, когда человеку говорят – если ты хочешь выходить  на внешние рынки – заплати деньги, тебе  профессиональная команда подберет среду, в которой тебе будет комфортно работать, просчитает логистику и так далее, он говорит - нет, я сам; и идет в интернет искать покупателей или поставщиков. Откуда эта дикая вера, что если ты сделаешь сам, то это будет лучше? Ведь никто сам себе зубы не лечит.

- Расскажите о своем бизнесе?  И можно ли заниматься бизнесом в России?

- Группа компаний «Восточный экспресс» - это управление цепями поставок. В рамках всего бизнеса есть четыре подразделения: это маркетинг, производство, логистика (товарная транспортная, таможенная) и торговля. Бизнесом заниматься, конечно же, можно и нужно. Тут играет роль психология – кому-то и дождик мешает, а кого-то радует. Так что все в голове. Я начинал этот бизнес 8 лет назад. До этого трудился  в этой же сфере, но наемным менеджером. 

- Что меняется, когда становишься собственником? 

- Самое главное, меняется уровень чувства ответственности: повышается, оголяется, обостряется. Наемный работник отвечает за некий объем работы и о многих вещах  просто не думает. Когда ты сам у руля – ты вынужден думать обо всех бизнес-процессах. Плюс  есть социальная ответственность перед работниками.

И самое главное - это осознание, что бизнес держится во многом на вере клиентов в тебя. С одной стороны, ты это ценишь, а с другой стороны, боишься. Ведь партнеры доверяют тебе часть своих бизнес-процессов, в том числе от тебя зависит их бизнес-успех. Поэтому самое сложное  в предпринимательстве - ответственность.

- Тем не менее, в последнее время мы все чаще слышим истории о том, как предприниматели обманывают друг друга, не исполняют свои обязательства, не возвращают деньги и т.д. Можно ли  говорить, что традиции русского, например, купечества, когда сделки совершались под честное слово, уходят в прошлое? 

- К сожалению, понятие чести в бизнес-среде уходит. Действительно, очень много случаев, когда  люди платят деньги, не получают услугу и понимают, что слабое законодательство не дает возможностей наказать обидчика, который в результате отделывается непонятными арбитражными решениями. Как мне кажется, традиции купеческого слова, в числе прочего, ушли в связи с отсутствием правовых механизмов быстрого  и честного решения вопросов.   

-  А бизнес-сообщество? Может ли оно само формировать правила игры?

-  Безусловно. Надо создавать бизнес-паспорт. Что касается нашей сферы, то есть такой сайт «АвтоТрансИнфо», где  аккумулируется информация обо всех перевозчиках России Для каждой компании ведется рейтинг. Там же клиенты оставляют отзывы. Как следствие, среди экспедиторов и автоперевозчиков есть четкое понимание  -  скажите ваш рейтинг в системе «АвтоТрансИнфо», и я скажу кто вы.   

Может быть, стоит создать подобную общую электронную базу, где хранились бы данные на компании,  руководителей, учредителей. Тогда можно в любой момент посмотреть все истории взаимоотношения с клиентами и на этом основании принимать решение - работать тебе с этой компанией или человеком, либо нет.

- Кроме бизнеса, вы входите в руководство федерации регби Санкт-Петербурга. Это не самый популярный вид спота среди россиян. Он даже не то, что непопулярный - он просто непонятный.

- Несмотря на то, что регби для русского человека в чем-то выглядит странным, этот вид спорта очень близок по духу именно русскому человеку. Потому что это командный вид спорта, он сплачивает людей.  Это настоящая мужская игра без компромиссов. Я сам играл до прошлого года.

К сожалению, регби пока не массовый вид спорта. Хорошую конкуренцию нам составляет футбол, из которого, к сожалению, сделали социальное явление только потому, что через футбол можно улучшить инфраструктуру,  перенаправить финансовые потоки от сверхприбылей, сформировать культурную среду. У нас в этом плане схожие задачи, я думаю, у регби все впереди. 

Любой бизнес должен быть социально ответственным. Осознание этого приходит не сразу. Со временем появляются вопросы к самому себе - какая польза от тебя твоему городу, твоей стране? Кстати, в этом году команда, которую мы финансируем, стала чемпионом Санкт-Петербурга.

- В самом начале разговора Вы сказали, что не хватает профессионалов. Это связано с низким образовательным уровнем? Есть ли универсальное образование для предпринимателей?  

- Я закончил высшую школу менеджмента Санкт-Петербургского университета по программе MBA и считаю, что это  то фоновое образование, которое должен получить каждый бизнесмен, который хочет вести бизнес профессионально и конкурентно. Нельзя общаться с другими бизнесменами на разных языках, а MBA дает стандартизацию, общие смыслы и символы для того, чтобы мы понимали друг друга. Если мы из одной среды - нам проще понять друг друга. Учиться вообще нужно постоянно. Но это не касается тренингов. Это разные вещи.

Вы знаете о «теории подбитого самолета»? Во время второй мировой войны американские летчики укрепляли в своих самолетах те места, в которые попадали снаряды. Но Абрахам Вальд, математик, обратил внимание командования на то, что настоящей угрозой являются не те повреждения, с которыми самолёты возвращались домой, а те, которые их уничтожали – и которые поэтому изучить было нельзя. Ну и начали искать те самолеты, которые не вернулись на родной аэродром, смотреть, куда именно в них попали и, исходя из этого, проводить усовершенствования. Это самый популярный пример, иллюстрирующий так называемую «Ошибку выжившего»  – обобщение данных только на основе удачных результатов.

Люди не хотят рассматривать опыт отрицательный, всем нужен опыт успеха, причем лучше если быстрого. А сколько предпринимателей не дошли «до светлого будущего», сгорели, допустив какие-то ошибки? Вот в этом надо разбираться.