Вмешательство в работу любой системы всегда делает ее сильнее. Чаще всего, в результате атаки она, мобилизуя все силы, укрепляется и одерживает победу только самим фактом своего сохранения. Но иногда возможно добиться развития системы и тогда это является позитивным изменением для всех участников конфликта. Вопросы противостояния профессиональных сообществ и автономных систем государственного управления обсуждали на этой неделе участники «Синемалогии» - клубного формата, который регулярно проводит свердловское отделение «Деловой России». Участники посмотрели оскароносный фильм «В центре внимания», посвященный ходу и результату расследования журналистов американской газеты The Boston Globe случаев массового сексуального насилия католических священников в отношении несовершеннолетних детей. Фильм к просмотру предложил журнал «Деловой квартал», который выступил соорганизатором «Синемалогии».
Главной темой после просмотра фильма стали особенности взаимодействия человека и системы, в критической для их обоих точке, в которой мирное сосуществование больше невозможно. Для журналистов The Boston Globe этой точкой стала информация о преступном поведении католических священников бостонской метрополии. Расследование продолжалось в 1990-2000 годах. В церковный скандал оказались втянуты более тысячи служителей. На момент написания статьи The Boston Globe о у журналистов была информация о 87 священников-педофилов. Позже их количество выросло до 290 человек. Стало известно, что всех их покрывал кардинал Бернард Лоу, впоследствии назначенный Иоанном Павлом II на административные посты в Римской курии. В общей сложности, волна запущенная журналистами выявила тысячи случаев сексуальных домогательств со стороны католических священников в 8 странах.
Участники «Синемалогии», после просмотра фильма, отметили профессионализм и принципиальность журналистов, с которыми они подошли к разработке очень сложной для общества темы. Директор кадрового агентства IBC Human Resources (компания является членом свердловского отделения «Деловой России») Лариса Богданова обратила внимание, что репортеры выполнили свою работу так, как должны были выполнять свою священники.
«Мы занимаемся подбором персонала и зачастую видим, как очень многие люди подходят к выполнению профессиональных обязанностей формально. Их нельзя за это осуждать, но зачастую эта формальность доходит до пренебрежения. И получается та ситуация, которую раскрыли журналисты. Объекты их расследования не должны были вести себя так, как они себя вели. Да, это католическая церковь, их работа – не профессия, но определенные стандарты, в том числе, моральные, этические и нравственные, есть и для них. И посмотрите на журналистов. Они понимали во что ввязываются, но поступили так, как подобает профессионалам. Они делали свою работу. Качественно, методично, но при этом были очень мотивированны. Можно сказать, даже с определенной страстью работали. На мой взгляд, если бы все-таки больше людей относились к исполнению своих профессиональных обязанностей именно так, то у нас было бы меньше таких экстремальных случаев, подобных тем, которые рассказываются в фильме», - пояснила Директор кадрового агентства IBC Human Resources Лариса Богданова.
По мнению бизнес-тренера Станислава Воробьева, масштаб проблемы, которую вскрыли журналисты перевел конфликт в ситуацию противостояния с церковью, как с системой. С другой стороны, само общество в разных странах оказалось не готово выступить в качестве противостоящей системы и передало полномочия журналистам газеты, удовлетворившись статусом наблюдателя. Конечно, репортеры не могли противостоять церкви, даже в таких крайне конфликтных проблемах, как разоблачение священников-педофилов. Даже несмотря на то, что, по идее, церковь была бы сама заинтересована в проведении таких расследований и чистке рядов. Но в итоге, журналисты просто делали свою работу, став маленькими людьми, которые вынуждено борются против системы. Обществу же осталось вырабатывать отношение к этой проблеме, решать с каким настроением они теперь будут ходить в церковь каждое воскресение – самостоятельно. Станислав Воробьев считает, что в таких ситуациях следить за безопасностью своих детей, близких, друзей и даже сотрудников становится персональным делом каждого. Чтобы создать контур безопасности.
«В церковь идут не просто так, а за ответами. Но если наши сотрудники, близкие люди, смогут найти ответы на вопросы от отца, от матери, от старшего брата – они с меньшей вероятностью пойдут туда, задавленные нерешаемыми проблемами и уязвимые перед пороками системы. Точно также они не будут атаковать систему, совершать какие-то поступки, которые приведут их к тому, что они будут бессильными – маленькими людьми. Ведь, по сути, изменить резко систему мы не можем. Но уже сейчас мы можем сделать нечто более важное и большее для нас самих, придя домой, проведя какую-то разъяснительную беседу.
Это не должно быть сформулировано: «делай так как я сказал», это должно быть «делай, как я», - поделился мнением Станислав Воробьев.
Предпринимательская деятельность неразрывно связана с тем, что постоянно приходится сталкиваться с различными системами, которые уже давно живут автономно и сами по себе. Но бизнес-культура предполагает все-таки стремление к договоренностям. Конфликт, описанный в фильме, уже вошел в стадию «кто-кого».
«Атака на систему порождает только ответную реакцию. Система принимает удар и группируется, становясь сильнее. Но мы считает, что систему надо менять изнутри. Изменять ее на общее благо. Не нужно создавать напряженности. Порой стороны не слышат доводов друг друга и не видят общую картину ситуации из-за которой растет конфликт. Соответственно, они не видят и выхода из нее. В результате все заводится в тупик и там уже понятно все: кто кого сделает. «Деловая Россия» как раз является тем инструментом медиации, используя который стороны получают возможность договориться и выйти из конфликтной ситуации на равных», - подвел итог Леонид Гункевич.