В разгаре жаркий сезон для студентов и абитуриентов: выпускники ВУЗов защищают дипломные работы, а приемные комиссии уже готовятся к притоку новых лиц. В интервью для «Деловой России» Игорь Воскресенский, член организации и доцент кафедры Мировой экономики и логистики Уральского государственного университета путей сообщения, кандидат технических наук, поделился своим видением перспектив развития высшей школы, рассказал о необходимости взаимодействия образования и бизнеса и затронул тему идеологической подготовки молодежи.
– Игорь Владимирович, имея большой опыт управления в системе высшей школы, какие направления модернизации сферы образования, на Ваш взгляд, являются наиболее актуальными сегодня?
Сегодняшний подход, функционирования системы образования, значительно отличается от того, как учили нас. Я имею ввиду, ратификацию Россией Болонского процесса, со всеми вытекающими структурными изменениями. Сущность этих изменений заключается в первую очередь в системном подходе к формированию образовательной среды. А проблема, в однобоком осознании этого процесса. ЕГЭ – плохо! Уровневая система подготовки – плохо! Всё по частям – плохо, но рассматривать надо в комплексе. Это - важно! Надо перестать доказывать друг другу, что все новое плохо, а попытаться разобраться и начать действовать поступательно.
Итак, первое и главное направление развития – построение «сквозной» системы подготовки: дошкольное образование – школа – ступени высшего образования. Такая система подразумевает консолидацию ответственности, влияния и работы с гражданским обществом, на всех уровнях образования и формирования личности.
Второе, важное направление – это консолидация образовательной среды, бизнеса и органов власти всех уровней, в части подготовки квалифицированных кадров и «осознанных» граждан. Проблема – выпускники не могут найти работу, а бизнес испытывает «кадровый голод». ВУЗы учат, а бизнес переучивает. Откуда эта проблема? Бизнес и образование, не разговаривают друг с другом! Всем надо «сесть за стол» переговоров и договориться. Примеры такого сотрудничества есть, и они успешные.
– Как, по Вашему мнению, можно решить вопрос с опытом молодых специалистов?
В рамках последнего образовательного стандарта, предусмотрено две основные образовательные системы начальной ступени высшего профессионального образования, это прикладной и академический бакалавриат. Основное бюджетное финансирование выделяется именно на прикладное обучение. Суть его заключается в «смещении» часов обучения в сторону практической подготовки, а значит на предприятиях, а значит места практик. У нас не будет возможности не договориться.
Кроме того, должен формироваться компетентностный подход при формировании учебных планов и программ учебных дисциплин. Список и содержание компетенций должны формироваться с учетом требований «заказчика», то есть бизнесменов, государственных и муниципальных структур.
Важно понимать, ВУЗу проблему с кадрами в одиночку не решит. В Новосибирске, у наших партнеров, был опыт: они собрали бизнесменов, и поставили перед ними задачу – назвать 10 управленческих компетенций, которыми должен обладать выпускник. Каждый из бизнесменов привел свой набор по 10 компетенций. В итоге, оказалось, что большинство компетенций повторяется. В итоге были выделены 5 основных компетенций, которые были признаны преобладающим большинством. Их включили в программу подготовки.
«Деловая Россия» проводит мероприятия по приобщению членов организации к образовательной среде – это замечательно, это надо развивать, в этом залог будущего успеха.
– Существует такая фраза - забудьте все, чему вас учили в школе, а потом и в университете.
– Снова вопрос преемственности ступеней. Школа – ВУЗ – работодатель. Все должны, последовательно дополнять друг друга, а этого не происходит. Можно понять «конфликтность» интересов, если бы между звеньями этой цепи стояли вопросы конкуренции, но их нет. В результате – низкая эффективность системы, как следствие несогласованности в ней. Важный тезис: школа – это система передачи знаний, ВУЗ – формирование системы мышления, производство – система осмысленной реализации знаний.
– Какие главные проблемы Вы видите в области образования в нашем регионе?
– Нет консолидации муниципального, регионального уровня, то есть область, город, федералы – все живут своей жизнью. Одна из важнейших задач – это задача проектирования и построения «сквозной» системы образования. Это надо начинать именно с детского сада, чтобы ребенок понимал зачем он идет в школу.
Моя дочь в этом году идет в первый класс, я ее привожу 2 раза в неделю в школу, где она взаимодействует с учителями из школы. Она таким образом привыкает к среде, она не получает особых знаний, но она учится слушать, сидеть за партой. Сейчас, подобная подготовка происходит на усмотрение родителей, а необходимо сделать это нормой для всех. Учитель из школы, готовит будущих учеников, преподаватель ВУЗа, работает со школьниками, бизнесмен со студентами.
И ещё, я считаю, что кроме учебной, важна подготовка еще и идеологическая, то, что было развито в СССР. Нам объясняли, почему мы должны любить свою страну, и мы ее любим, а сейчас детям этого не объясняют. Они додумывают сами. Это тоже, требует сложного, системного подхода.
– А как Вы относитесь к идее вернуть распределение студентов после окончания ВУЗа?
– Распределение — это отличная вещь, государство и бизнес делают определенные шаги в эту сторону, только название поменялось – целевой контракт. Название меняется, но суть остается прежней, вообще я считаю, что очень много хорошего придумано до нас и нам не нужно «изобретать велосипед», но на все должен быть современный, «свежий» взгляд.
Пример медицинских ВУЗов – есть выпускник, у которого нет возможности пользоваться ресурсами родителей, родственников мужей и жен – ему каким-то образом надо начинать свою жизнь с нуля. Вопросов нет – государство предлагает возможность – уезжай жить в деревню, и получай миллион рублей, они покупают квартиру в городе, отрабатывают пять лет. И вопрос в том, что вот у тебя не было ничего, а появляется что-то. Что-то, чем ты будешь дорожить.
– На Ваш взгляд, может ли, Свердловская область стать пилотной, в части оптимизации образовательной среды?
– Не только может, но уже ей является. В Свердловской области, существует комплексная программа «Уральская инженерная школа». Данная программа уникальна, она даст возможность раскрыть весь потенциал образовательных, научных и внедренческих ресурсов, накопленных в нашем регионе. И главное, она предполагает именно последовательное, поступательное движение в образовательном пространстве. Вопрос в том, что нельзя останавливаться на этом непростом пути.
– Сейчас идет приемная кампания в ВУЗах страны, Ваше пожелание абитуриентам, будущим студентам.
Однозначно ставить цели, амбициозные и светлые и однозначно этих целей добиваться. И система образования призвана Вам в этом помогать. Но, важно помнить – научить Вас не сможет никто, Вы сможете НАУЧИТЬСЯ, а мы в этом Вам будем помогать. Успехов и спасибо!