Константин Лушников: «На стресс надо обращать внимание»

01.07.2016 12:54

В современном обществе, руководитель находящийся в состоянии стресса – обычное явление. А суровая статистика гласит о том, что до 60% потерянных рабочих дней связаны со стрессовыми ситуациями. Константин Лушников, кандидат биологических наук и профессиональный бизнес-тренер, в интервью для «Деловой России» рассказал о совместном проекте организации и Евразийского института управления стрессом, под рабочим названием – «Профилактика производственного стресса и утомления на Урале».

– Понятие стресса достаточно растиражировано сейчас, но не все представляют его явные последствия…

– Стресс является второй наиболее частой причиной нарушения здоровья. В современных условиях последствия стресса на работе описываются специальными терминами - «синдром хронической усталости» и «феномен профессионального выгорания». Во время стресса человек начинает мыслить шаблонами, у него нет гибкости, нет способности решить ситуацию творчески, нет лояльности клиенту, коллеге, партнеру и совсем нет индивидуального подхода. Человек либо уходит от решения проблем, либо пытается решать их по старинке без всякого эффекта. Внешне это может выглядеть так, что люди не мотивированы, никому ничего не надо и далее вплоть до конфликтов, хамства и аварий по невнимательности. Чтобы начать менять данную ситуацию, мы запускаем наш проект.

–  Какова цель Вашего проекта?

– Самая главная цель – сделать современные достижения психофизиологии в виде запатентованных технологий доступным для всех предприятий России. Чтобы в будущем, на каждом предприятии был кабинет, куда периодически будут приходить сотрудники и будет возможность выровнять общий фон настроения и улучшить работоспособность.Эти технологии уже внедрены за рубежом и топ-менеджеры Facebook и Google этим пользуются, и сейчас, благодаря этому проекту мы можем пойти вровень с ними.

Мы предлагаем взять несколько предприятий и поработать с ними по нашим методикам. Они известны давно, но сейчас появились новые небольшие аппараты, которые позволяют эффективно и удобно работать со стрессом по методу биологической обратной связи. Контролировать свой пульс и активность разных участков мозга. Феномен биологической обратной связи известен давно, но именно в технологию это превратилось достаточно недавно. Наша цель адаптировать их для руководителей, рабочего звена, медиков, учителей, офисных работников проще говоря, для всех! Но надо смотреть глубже и детальней, потому что в России на высоком  уровне таких исследований до нас никто не проводил.

– Каким образом Вы будете отбирать компании? Те, кто будет готов на все?

– Да, это эксперимент, на данный момент проект дотационный. Мы хотим получить от предприятийгранты, либо заказы на разработкуметодик стрессоустойчивости под каждое конкретное предприятие с его спецификой.

Недавно общался с учебным центром крупного федерального банка. Они в течение года привлекали специалистов международного уровня. И на протяжении долгого времени разрабатывали тренинговую программу, которая позволяли бы сотрудникам этого банка эффективнее работать. Они вкладывают в программу развития персонала очень много средств и времени. И мы выводим на рынок по сути некую альтернативу стандартным психологам, тренингам, основанную на методиках из психофизиологии. И в чем отличие этого проекта от других – можно сходить на тренинг получить методику, но не научиться ее применять. Но, если на теле закреплен датчик, как в нашем случае(он не воздействует на организм, а лишь фиксирует результаты), эти датчики обмануть нельзя – сразу видно научился человек применять методики управления собой и стрессом или нет. Это позволяет работать со стопроцентным результатом. Средства на обучение сотрудника не будут потрачены зря – результат будет гарантирован. Такой подход нигде не используется. Честный, открытый и наглядный подход.

– В рамках Вашего проекта одной из задач является сохранение профессионального долголетия.

– Сейчас в России населения меньше чем хотелось бы, а профессиональныхработников еще меньше. Поэтому если человек выгорел, заболел, а он,например, инженер, который обладает определенными знаниями, больше не дееспособен – предприятие теряет в качестве. Это можно предотвратить, научившись управлять своим телом,мы сохраняем здоровье и нормализуем одновременно по биологической обратной связи эмоциональную сферу, сферу внимания, человек меньше выгорает, становится более сконцентрированным и не допускает каких-то ошибок. В итоге каждый профессионал сохраняет свое здоровье, увеличивает профессиональное долголетие и на благо себе и на благо отечеству.

– Методики проекта для разных профессиональных сфер буду чем-то отличаться? Будут ли они индивидуальными? 

Да, потому что аппарат один, а как работать с определенными людьми, методик существует много. Нужно провести дополнительные практические исследования. Например, берем 100 преподавателей, и оцениваем успехи их учеников. И в одной школе мы делаем контрольную и опытную группу. Сравниваем в течение года, какая в классах царит атмосфера, сколько конфликтов, какая успеваемость – здесь могут выйти очень хорошие показатели. Так мы сможем оценить какая методика подходит для конкретной профессиональной сферы. Здесь широкое поле для деятельности и все это мы хотим подтверждать патентами. То же самое в отношении любой профессии. Можно замерять производительность одного цеха и сравнивать ее с другим и т.д.

– Как Вы планируете контролировать этот процесс, ведь человек будет заниматься внутренней работой

- Мы в своей работе перед курсом стрессоустойчивости проводим многочисленные тесты. Человек сам составляет список того, что его больше всего раздражает, выводит из себя или ставит в тупик. Он сам оценивает себя в настоящий момент – насколько хорошо он спит, часто ли нервничает и т.д. Это субъективные данные. Однако человек может говорить неправду, чего-то не учитывать или даже не чувствовать скрытые проблемы. Для этого мы используем глубинные психологические тесты, которые показывают реальную картину стрессоустойчивости человека и его реальный эмоциональный фон. Плюс к этому мы фиксируем с помощью специальной аппаратуры его психофизиологические показатели. После проведенного курса все эти замеры повторяются. Все это дает нам полную картину происходящего. Все как правило довольны результатами.

В данный момент времени я сотрудничаю с одной крупной компанией. 10 руководителей захотели пройти наши курсы,у каждого из них от 10 до 200 человек в подчинении. Каждого человека мы протестировали и индивидуально проговорили.

После прохождения курса, мы снова будем проводить тесты, и сравнивать результаты до и после. И через месяц мы также планируем сделать такие «замеры» и оценить результат наших занятий. Понять отсроченный эффект, как это сработало через месяц и через два. Это такой первый задел.

– А что касается медицинских показателей, в плане здоровья, Вы будете делать замеры?

– Конечно, это все надо мерить. Будет проведено полное обследование человека, пройден курс обучения той или иной методики и дальше зафиксированы данные. Теоретический материал накоплен достаточно большой. Аппараты закуплены, но наличие техники ничего не дает. Нужен профессиональный человек, который грамотно составит программу использования оборудования. Только тогда наступает эффект.

– На данный момент Вы видите своими потенциальными клиентами руководителей.  А в дальнейшем, например, дети могли бы обучаться этим методикам? Ведь они бывают подвержены стрессу не меньше, чем взрослые.

– Конечно, можно делать подобные кабинеты при школах и предприятиях. Можно делать независимые центры повышения стрессоустойчивости, куда любой человек может прийти и для себя лично получить эту услугу.

– Почему именно Вы занимаетесь этим проектом? Медики могут составить Вам конкуренцию?

Я одновременно и биолог, ипрофессиональный бизнес-тренер и коуч, кроме того, я проходил курсы повышения квалификации по психологии, имею сертификаты по семейной системной психологии и  трансактному анализу. Здесь все объединяется. Мой партнер, Ольга Борисовна Гилева, доктор биологических наук –  специалист в психофизиологии. Она работает с руководителями и спортсменами, преподает стресс-менеджмент. Подобными техниками обычно занимаются медики, психологи и биологи. Однако медики используют их для лечения людей с инсультами и психосоматическими заболеваниями – у них совсем другая направленность. Получается, мы имеем квалификации на стыке биологии, психологии и бизнес-тренигов, что делает нас идеальной командой для внедрения данных методик в бизнесе.