Как на Урале применяется механизм государственно-частного партнерства
Ограниченность государственного бюджета заставляет субъекты РФ искать другие пути для развития социальной и коммунальной инфраструктуры. В регионах все чаще применяется механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Впрочем, подавляющее число ГЧП-проектов реализуется только в коммунально-энергетической сфере. По мнению экспертов, востребованность ГЧП в других сферах низкая из-за слабой законодательной базы в области гарантий подрядчиков.
Без привлечения частных инвестиций государство не сможет в полной мере обеспечить качественное и своевременное инфраструктурное развитие — это факт, актуальный для всех регионов страны, уверен руководитель комитета по развитию инвестиционной деятельности и ГЧП свердловского регионального отделения «Деловой России» Александр Кошкин. По его словам, потребности в частных инвестициях в условиях пандемии испытывают все отрасли.
По данным сайта министерства инвестиций и развития Свердловской области, на Среднем Урале подписано более 65 проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Из них около 90% — концессионные соглашения, заключенные в коммунально-энергетической сфере, 6% — в социальной, 3% — в транспортной.
Например, в августе 2020 года министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василий Старков и глава Свердловской железной дороги (СвЖД) Иван Колесников подписали концессионное соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры между станцией Верхняя Салда и площадкой особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина». Стоимость проекта составляет 1,61 млрд руб. (без НДС), на эти средства будут построены 7,6 км железнодорожных путей, а также обеспечено примыкание к инфраструктуре общего пользования станции Верхняя Салда. Работы должны быть завершены до конца 2022 года. Предполагается, что железная дорога позволит резидентам «Титановой долины» перевозить до 500 тыс. т груза в год.
В сфере коммунальной энергетики в середине октября было заключено концессионное соглашение между ПАО «Т-Плюс», правительством Свердловской области и администрацией Нижнетуринского городского округа. В течение 30 лет энергетики обязуются модернизировать тепловую инфраструктуру Нижней Туры. На эти цели будет направлено 2,5 млрд руб. «В соответствии с соглашением, энергокомпании будет передано 229,4 км тепловых сетей, шесть котельных, шесть насосных станций. “Т-Плюс” модернизирует эти объекты и проведет мероприятия по переводу города на закрытую схему горячего водоснабжения. Это позволит подавать клиентам воду питьевого качества»,— рассказали в пресс-службе «Т-Плюс».
Ранее компания подписала с региональными властями соглашение о развитии систем централизованного теплоснабжения Лесного и Первоуральска, а также Екатеринбурга, включая район Новокольцовский, где к Универсиаде-2023 должна быть построена водогрейная котельная и создана инженерная инфраструктура.
Кому интересны школы
Применение ГЧП в сфере социальной инфраструктуры (при строительстве школ, детсадов, больниц, объектов культуры и спорта) пока развито слабо, хотя сама тема обсуждается активно. Например, по данным первого вице-мэра Екатеринбурга Александра Ковальчика, дефицит мест в школах города к 2025 году составит около 88,9 тыс. мест, а к 2030 году он увеличится до 121,1 тыс. мест. Региональные власти уверены, что развитие этой инфраструктуры выгодно девелоперам, заинтересованным в повышении привлекательности районов, которые они застраивают.
«Лучшая иллюстрация актуальности и необходимости механизма ГЧП — четыре школы и 11 детских садов, которые уже построены и работают в Академическом районе. Сейчас в районе продолжается возведение еще одной школы и детских садов в новых кварталах. Принципы ГЧП лежат в основе формирования транспортной инфраструктуры района»,— рассказал генеральный директор компании «РСГ-Академическое» (застройщик Академического района в Екатеринбурге) Николай Зуев. Еще одним примером «успешного сотрудничества власти и бизнеса на принципах ГЧП» он называет строительство новой станции скорой медицинской помощи, которая обеспечивает потребности жителей Академического района и прилегающих территорий.
Сейчас механизм ГЧП предполагает, что частный партнер (застройщик) выполняет проектные работы, проходит госэкспертизу, строит здание и осуществляет техническую эксплуатацию объекта в течение оставшегося срока соглашения. После сдачи объекта в эксплуатацию областные власти в установленные сроки компенсируют равными платежами затраты. По завершении срока соглашения застройщик передает здание в собственность государству.
Предоставить финансирование социальным проектам с условиями ГЧП готовы несколько крупных банков. Например, банк «Открытие» подписал соглашение о государственно-частном партнерстве со свердловским правительством. Одним из ключевых направлений сотрудничества названо строительство на территории региона социальных объектов (школ, медучреждений, детсадов) за счет средств банка «Открытие». «Мы готовы решить проблему нехватки порядка 60 тыс. школьных мест, чтобы дети учились в одну смену»,— сообщила руководитель свердловского филиала банка «Открытие» Наталья Алемасова. В ноябре прошлого года аналогичное соглашение с КРСУ заключил Газпромбанк.
По словам генерального директора компании «Атомстройкомплекс» Валерия Ананьева, компания внесла на рассмотрение в правительство Свердловской области частную концессионную инициативу (в рамках ФЗ-115 о концессионных соглашениях) по строительству школы №41 в Екатеринбурге на ул. Котельникова на 935 мест. Предложение застройщика предполагает заключение трехстороннего соглашения между банком, застройщиком и правительством на 10 лет. Инвестиционная фаза длится три года и подразумевает строительство объекта полностью на средства банка и застройщика. Еще семь лет длится эксплуатационная фаза, в течение которой происходит поэтапное возмещение инвестированных партнерами средств из бюджета области.
«Таким образом можно существенно ускорить появление социально значимой инфраструктуры — для старта и собственно строительства будет достаточно средств банка и застройщика»,— считают в компании. Потенциальный банк-партнер компанией уже найден. В случае согласования условий реализации «пилотного» проекта, «Атомстройкомплекс» готов масштабировать проект и взять в реализацию по схеме ГЧП строительство 18 школ в Свердловской области с вводом 20 625 новых мест до 2025 года.
Однако пока рано говорить о популярности строительства с условиями ГЧП. «Я слабо представлю “длинные” вложения в государственно-частное партнерство и то, каким образом девелопер потом сумеет вернуть деньги»,— пояснил директор группы ЛСР на Урале Владимир Крицкий.
Что подкрутить в механизме ГЧП
Участники рынка уверены, что механизм ГЧП требует доработки. По их словам, в действующей форме сотрудничества государства и бизнеса слабо проработаны механизмы гарантии обеспечения возвратности инвестиций и доходности на капитал подрядчикам. «Система гарантий возвратности инвестиций нуждается в модернизации. Необходимо массово вводить понятные и простые инструменты, такие как обеспечение минимального гарантированного дохода и платы за доступность, создавать защищенные статьи именно на ГЧП. Требуется находить баланс в распределении рисков и финансовых потоков между частным и публичным партнерами. Многие проекты ГЧП сегодня (особенно в сфере сохранения и адаптации объектов архитектурного наследия, восстановления памятников) все-таки больше преследуют философию меценатства или больше похожи на арендные отношения»,— отмечает Александр Кошкин.
По его словам, чтобы ГЧП развивалось комплексно и системно во всех сферах, необходимо решить вопрос возвратности и доходности инвестиций. Необходимо уточнить обозначенные в законах сроки процедур подготовки проектов. И в 115-ФЗ, и в 224-ФЗ есть пробелы относительно сроков этапа переговоров, когда проекты ГЧП реализуются по инициативе бизнеса. «Сейчас, по закону, можно бесконечно продлевать этот этап и уточнять условия. Отсутствие рамок тормозит многие проекты. Думаю, ничего не мешает на региональном или муниципальном уровнях этот пробел закрыть и установить предельные сроки или порядок рассмотрения предложений. Инвестиции не терпят ожиданий и неопределенности. От идеи до начала реализации должно проходить не более полугода»,— считает господин Кошкин.
В «Деловой России» полагают, что нужно больше отраслевой принадлежности полного цикла и соответствующие KPI отраслевым ведомствам для их стимулирования. «Важно, чтобы больше полномочий в подготовке проектов ГЧП было у отраслевых ведомств, которые заинтересованы в проектах в своих подконтрольных сферах. Сегодня компетенции по ГЧП сосредоточены в одном министерстве, по сути это один специализированный профессиональный орган. Но повторюсь, ГЧП — это механизм. Им должны уметь и хотеть пользоваться все»,— подчеркнул Александр Кошкин.
«Заходить в проекты с десятилетними горизонтами мешает массив нормативных документов федерального и регионального уровней. Он не гарантирует наличие четких недвусмысленных юридических процедур, которые застрахуют компанию от прямых убытков»,— добавляет исполнительный директор СРО «Ассоциация строителей Урала» Вячеслав Трапезников. При этом участники рынка уверены, что если механизм ГЧП довести до ума, то эта система станет востребованным инструментом для развития инфраструктурных объектов не только в Свердловской области, но и других регионах.