Интервью с председателем Свердловского регионального отделения, координатором в Уральском федеральном округе Леонидом Гункевичем
– Какие важные для бизнеса решения удалось реализовать за последние несколько лет при участии «Деловой России»?
– В последнее время мы активно позиционируем себя как экспертное сообщество. Профессиональная экспертиза востребована как бизнесом, так и органами власти. Эту деятельность необходимо проводить на действительно высоком профессиональном уровне. Такой тренд задает федеральное руководство «Деловой России», в первую очередь Алексей Евгеньевич Репик, и мы полностью разделяем этот подход. У Свердловского отделения «Деловой России» мощный экспертный потенциал. Его члены – состоявшиеся в бизнесе люди, за каждым из них успешный бизнес-кейс. Они хорошо известны предпринимательскому сообществу и властным структурам, к их мнению прислушиваются.
В нашей работе в качестве экспертного сообщества два основных направления. Первое – мы устанавливаем контакт с органами власти региона, даем заключения, формулируем предложения по различным документам и управленческим решениям. Также региональное отделение участвует в работе практически всех совещательных органов при властных структурах Свердловской области. Это позволяет донести до органов власти точку зрения делового сообщества. Что важно, мы услышаны официальными лицами, принимающими решения, и получаем обратную связь. Это очень мотивирует. Людям важно видеть, что их труд имеет реальную отдачу, обсуждается и реализуется.
Второе направление – коммуникативное. Свердловское отделение «Деловой России» – это деловой клуб. Мы общаемся в разных форматах – от встреч до совместных путешествий и поездок. Наше ноу-хау – проведение открытых выездных заседаний комитета по туризму, например. В августе 2022 года мы провели его на Сахалине, ранее – в Ингушетии. Мы приезжаем в регион и изучаем текущее положение и перспективы туристической сферы с четырех точек зрения: хода реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в регионе, бизнеса, туриста и местных жителей. Участники заседаний лично тестируют «якорные объекты». Кроме того, мы представляем успешные кейсы, опыт развития туристических кластеров. Именно при таком подходе рождаются решения, которые затем можно транслировать во властные структуры и воплотить в управленческие решения.
– Для развития бизнеса региона самыми важными были решения в сфере туризма и лесного хозяйства?
– Землепользование и лесное хозяйство – действительно ключевые вопросы. Одним из приоритетных направлений нашей деятельности является решение земельных вопросов. В ходе реализации проекта туристического кластера «Гора Белая» мы нарастили компетенции в земельных отношениях. Территория кластера охватывает 16 населенных пунктов, более 35 особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Самые крупные из них – государственный Висимский биосферный заповедник, природный парк «Река Чусовая», гора Белая. В кластере мы реализуем «якорные» проекты – развитие горнолыжного курорта «Гора Белая», тематических парков в поселке Висим, в том числе Парка Горнозаводской цивилизации, Уральского парка дикой природы, реконструкция ипподрома. Мощный импульс к развитию получил всесезонный эко-маршрут по Чусовой, который так вдохновил главу Ростуризма Зарину Догузову во время визита в Свердловскую область в июне этого года.
В Свердловской области уже возникло или формируется несколько видов кластеров. Это фармацевтический, туристические кластеры, промышленные кластеры, объединенные территориально либо по отраслевому принципу. В создании кластеров активно участвует «Деловая Россия» – там, где мы считаем полезным и необходимым. Как правило, наши предложения принимаются и почти без изменений включаются в соответствующие нормативно-правовые акты. Наши инициативы востребованы и федеральными законодателями. Юристы нашей команды отследили, что многие предложения, которые мы направляли через федеральную «Деловую Россию» в Государственную Думу, вошли в законопроекты. Они прошли нулевое, 1-е, 2-е, 3-е чтения, подписаны президентом и вступили в силу. Это восторг, это реальная история!
– Удалось ли «Деловой России» в регионе занять лидирующие позиции среди других деловых объединений, стать ведущим сообществом, к которому прислушиваются, в том числе, и местные власти?
В нашем регионе деловые объединения не конкурируют. Мы сотрудничаем и распределяем усилия. В области действует «большая четверка» бизнес-объединений: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, «Опора России» и «Деловая Россия». Мы неформально поделили «сферы влияния». Например, «Опора России» на Урале отвечает за снижение административного давления, микро- и малый бизнес. «Деловая Россия» отвечает за инвестиционный климат, привлечение инвестиций, взаимодействие с федералами, туризм, землепользование, интеллектуальное предпринимательство. Почти весь консалтинг также в нашем региональном отделении. Уральская торгово-промышленная палата в основном курирует такие отрасли, как транспорт и промышленность, а также внешнеэкономическую деятельность. Союз промышленников и предпринимателей объединяет большие предприятия, чаще всего модернизированные в постсоветский период. Там же – крупные девелоперы. Они есть и в «Деловой России», но в РСПП их больше.
При всем этом мы действуем скоординировано. Например, инициативы, которые «Деловая Россия» прорабатывает в рамках своей компетенции, безусловно, поддерживаются и «Опорой России», и ТПП, и РСПП. В апреле этого года мы заключили соглашение о создании инвестиционной группы, которая будет контролировать внедрение нового инструмента помощи предпринимателям – регионального инвестиционного стандарта. Мы готовим заключение о его эффективности, которое будет передано на уровень федерации. Каждый вторник или четверг руководители четырех организаций собираются и планируют следующую неделю, координируют планы и участие в мероприятиях. Таким образом, в регионе сложился слаженный альянс.
– Вы являетесь еще и координатором всего Уральского ФО, как происходит взаимодействие между предпринимателями регионов в округе, какие совместные проекты реализуются?
– Сегодня в Уральском федеральном округе действует 6 региональных отделений. Свердловское региональное отделение регулярно занимает лидирующие позиции. В топе также Тюменское отделение «Деловой России». Наш опыт удалось распространить на весь Урал. Заметно продвинулись Ханты-Мансийское и Курганское отделение.
Урал всегда чувствует себя самодостаточным. Наверное, потому, что у нас особое географическое положение – что до Москвы и Питера, что на восток (я имею в виду Новосибирско-Кузбасский и Красноярский кластеры) лететь 2-3 часа. Более 20 млн человек проживает в агломерации, которая генерирует существенную часть ВВП нашей страны. Нефть, газ, металлургия, медь, золото, – все это идет из Большого Урала. Конечно же, и Сибирь, и восточные регионы поставляют очень многое, но если брать структуру ВВП, то у нас большая доля. И мы себя чувствуем несколько обособленно. Уральцы любят говорить: «Ты что, с Урала?» – «Да». Мы все между собой дружим, и, соответственно, нам легче общаться. У нас общая логистика, общее понимание вещей, похожий климат, проблемы – все это сближает.
Мы недавно ездили в гости к коллегам на Сахалин. Участвовали члены Свердловского, Пермского, Челябинского отделений. Мы встречались с руководителями регионального правительства и бизнеса. Немногим раньше вместе проводили открытое выездное заседание комитета по туризму «Деловой России» в Ингушетии.
Для наших коллег мы создали туристический гайд «Деловая Россия рекомендует!». Это сценарии трехдневных поездок для единомышленников, которые проверены личным опытом наших предпринимателей. В нем мы собрали нетривиальные места, яркие события для людей, которые разделяют общие ценности. Мы будем развивать этот туристический гайд, и он появится в других регионах.
Главная «фишка» «Деловой России» в том, что в каждом регионе у нас есть единомышленники. Мы всегда найдем с ними общий язык, нас всегда примут и окажут содействие. Плюс к тому в организации действует отличный федеральный исполком, который очень нам помогает. Сила «Деловой России» – в личностях, в людях. Говоришь «Деловая Россия», и всем понятно, что речь идет о людях дела.
– Пандемия, последние изменения в экономике не могли не отразиться и на бизнесе. В этой непростой ситуации какие позитивные тенденции для развития бизнеса вы видите?
– В составе Свердловского регионального отделения в основном предприниматели. Деловой человек и предприниматель – это разные понятия. Деловой человек может быть еще и администратором, менеджером компании, топ-менеджером и так далее. А у нас – преимущественно собственники бизнеса. Есть, конечно, исключения, например, представитель компании «СМАК» в «Деловой России» – директор, топ-менеджер Владилен Фуфаров, он является в полном смысле предпринимателем.
Именно в такие непростые 2020–2021 годы он построил новый хлебозавод в Екатеринбурге. Это масштабный высокотехнологичный инвестиционный проект, в который вложено более 5 млрд руб. Сегодня здесь уже запущена линия, где производится 40 тонн продукции в сутки, в перспективе объем выпуска планируют увеличить до 300 тонн. В строительстве завода участвовали организации - члены «Деловой России». Это показательная история, и здесь есть повод для гордости! Этот пример еще раз говорит о том, что восприятие пандемии и всех процессов вокруг нее зависит от мировоззрения. Для человека с предпринимательским мышлением этот вызов имел и свои плюсы.
Мы научились, например, действовать дистанционно. Произошла быстрая адаптация к различным инструментам мобильного управления. Многие из нас сократили затраты на офисы. И, второе, мы научились действовать в других форматах. Это касается и «Деловой России». Офис регионального отделения стал абсолютно функциональным. У нас, конечно, сохранились бумаги и документооборот. Но в то же время офис постоянно присутствует в виртуальном пространстве. У нас отлично действуют чаты оповещения, исполком работает из любой точки.
Члены нашей организации всегда ищут и находят новые возможности. Это проявилось в пандемию. Те, кто занимался производством одежды, например, перепрофилировались на медицинскую спецодежду, фильтровальные материалы. Никто не говорил: «Все пропало, мы разорились». Многие открыли для себя новые направления, что-то компенсировали, что-то закрыли. Конечно, весь бизнес зависит от общего уровня экономики и доходов населения. Вести его непросто, но наши предприниматели справляются, и достаточно успешно.
Ситуация 2022 года следующая. Во-первых, у нас очень много предприятий, которые занимаются обслуживанием, оборудованием нефтегазового комплекса. И в этот момент в связи с возможными перебоями в поставках увеличились объемы закупок. Во-вторых, предприниматели увидели перспективу внутреннего туризма. Сейчас они не только открывают объекты в этой сфере, но и создают производства. У нас появились предприятия, которые делают сборно-разборные туристические дома, автокемпинги. И мы выходим в новый уровень экономики, это новая жизнь. Но мы не грустим, потому что у нас такое состояние души: в каждом новом вызове искать возможности. Это не бравада – таков общий настрой предпринимателей в нашем отделении.
Мы регулярно проводили встречи и анализировали меняющуюся реальность. Если на улице идет дождь, то наша стратегия – взять зонтик или надеть плащ, а не кричать в небо: «Зачем идет дождь?! Какой плохой дождь!». Есть объективная реальность, и мы с ней справляемся.
– Ваше самое яркое воспоминание, связанное с «Деловой Россией»?
Главное – это ощущение, что мы все одна большая команда. Такое единение очень важно. Когда выступают Павел Борисович Титов, Алексей Евгеньевич Репик или другие лидеры «Деловой России», то отчетливо чувствуешь: у нас общие ценности. Это и есть самое яркое и сильное впечатление для меня. Я по-настоящему горжусь, что работаю в команде «Деловой России».
Источник: https://deloros.ru/press-centr/slovo-gensoveta/leonid-gunkevich-nash-opyt-udalos-rasprostranit-na-ves-ural/