Илья Семин, директор Центр развития регионов и поддержки приоритетных проектов, член рабочей группы по подготовке Госсовета по привлечению инвестиций в регионы России «Expert Online» 2016
Вопрос о введении для регионов, преуспевающих в деле привлечения инвестиций, дополнительных инструментов мотивации обсуждается давно. Регионы-лидеры инвестиционного процесса добиваются успеха в этой деятельности не благодаря, а вопреки действиям Минфина. Сложившуюся на сегодня систему межбюджетных отношений многие эксперты называют «скорее инвестиционно-дестимулирующей», потому, что финансовые власти регулярно уменьшают регионам трасферты из федерального бюджета ровно на сумму результата от успешной инвестиционной деятельности.
Вместе с тем, не считая стимулов, в стране уже сформировалась система инструментов для повышения инвестиционной привлекательности регионов. Ее ядром является Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата, отражающий оценки предпринимателей о состоянии бизнес-среды в конкретном регионе. За 3 года пилотной апробации и настройки Нацрейтинг стал признаваемым измерителем усилий властей всех уровней по созданию комфортной деловой среды в регионах.
Однако – и это показал Найретийнг-2016 – изменения в регионах по-прежнему происходят медленно, а успехи, которые фиксирует Doing Business, обусловлены в основном результатами работы властей федеральных. Между тем, по мнению экспертов, причины фактического отсутствия экономического роста следует искать в сложившейся на сегодняшний день системе госуправления, «низкую эффективность» которой признал на инвестиционном форуме в Сочи даже Председатель Правительства.
Чтобы изменить это, в стране внедряется так называемое «проектное управление»: создан проектный офис Правительства, который отвечает за реализацию приоритетных проектов в 11 сферах, а в регионах по инициативе главы государства была сформирована сеть проектных офисов, в состав которых входят представители федеральной, региональной и муниципальных властей, ресурсоснабжающих организаций и институтов развития.
Таким образом, «проектный офис» становится настоящей «управленческой командой изменений», в рамках которой четко определена персональная ответственность по направлениям (дорожным картам), а руководитель «проектного офиса» несет ответственность за состояние инвестклимата в регионе в целом.
Что дальше?
Вопрос состоит только в том, чтобы встроить в описанную выше систему все регионы и все территории, привнести в нее элемент соревнования и определиться с механизмами поощрения успешных управленческих команд и порицания неэффективных.
То есть должна появиться система кнута и пряника.
Первым знаковым событием на этом пути станет Госсовет по вопросам инвестиционной привлекательности регионов, запланированный на конец октября 2016 года. И вопрос о введении инструментов мотивации для региональных управленческих команд стал одной из центральных тем для обсуждения в рамках переговорного процесса, сопутствующего его подготовке.
На наш взгляд, стимулы должны быть определены, во-первых, за счет гармоничного сочетания интересов общих и частных, а во-вторых, опираться и на финансовые, и на нефинансовые способы поощрения и наказания.
Кроме того, необходимо понимать, что на фоне ситуации в регионах, которые успеха в работе с инвесторами уже добились, первые результаты новичков и середнячков не будут выглядеть впечатляюще. А значит, стимулы и мотивации до них могут и не дойти, что недопустимо, ведь согласитесь, миллиард для Татарстана и миллиард для Чувашии – это разные деньги.
Достаточно сложным, но вероятно и более объективным вариантом поощрения может быть сценарий, связанный с возвратом части налогов от бизнеса, зачисляемых в федеральный бюджет. Он фиксирует прямую связь между развитием бизнеса, ростом налоговой базы и размерами поощрений. И акцент делает именно на объективное поощрение экономического роста. Например, можно установить определённый процент (скажем, 30%) от прироста НДС и налога на прибыль, ограничив максимальный объем трансферта 1 млрд рублей. Так можно стимулировать целевым образом развитие инфраструктуры, или малого бизнеса, фиксируя прирост и, соответственно, осуществляя возврат налогов в соответствующих сферах. Другим, более простым решением могло бы стать снижение или полное освобождение региона от обязательного софинансирования субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках соответствующей программы Минэка.
Начать нужно с интересов общих, а закончить – частными
Простейшими примерами механизмов персонального стимулирования могут быть, например, почетные грамоты и благодарности, вручаемые сейчас Президентом России, Правительством и министерствами в соответствующих отраслях.
При этом в связи с разделением деятельности государственных служащих на проектную и процессную, потребуются как корректировки законодательства, так и решения институционального характера.
В случае с законодательством, речь может идти о введении в ФЗ «О стратегическом планировании» ключевых понятий проектного управления («проект», «портфель» и др.), а также о дополнении п. 4 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» формулировками «за инициацию проекта», «за осуществление проектной деятельности», «за успешную реализацию проекта».