Сергей Кислицын, руководитель комитета по инфраструктурным проектам Свердловского регионального отделения «Деловая Россия», генеральный директор ГК «АВЕРС-СК» высказал мнение по новой транспортной схеме Екатеринбурга.
В работе общественного транспорта Екатеринбурга ожидаются колоссальные изменения. Говорят, уже этим летом. Кто-то даже запугивает, что одним махом, что будет полный транспортный коллапс и ад на земле.
После всей этой шумихи в СМИ, возмущений в социальных сетях и протестных петиций, я решил посмотреть первоисточник всех предполагаемых изменений – тот самый проект, который подготовил «ГОРОД.PRO». Я хотел составить собственное мнение обо всём, основанное на первоисточнике, а не на трактовках и заголовках типа «Всё пропало». Документов, с которыми я ознакомился, два: «Отчет об альтернативах в общественном транспорте Екатеринбурга» и «Новая маршрутная сеть общественного транспорта Екатеринбурга».
Кому интересно, вот ссылки: http://www.ekatransit.ru/download/transit-choices-report.pdf и http://www.ekatransit.ru/download/Yekaterinburg-Network-Plan-RU.pdf
Оба документа написаны вполне понятным языком, есть несколько специальных терминов, значение которых можно посмотреть в словаре.
В первом содержится анализ сегодняшней ситуации с транспортом в нашем городе, а так же информация о том, как с аналогичной ситуацией справляются в различных городах мира. Во втором даны конкретные рекомендации что нужно сделать для того, чтобы ситуация с общественным транспортом улучшилась, с анализом транспортной доступности для каждого района Екатеринбурга.
Я не думаю, что хоть один житель Екатеринбурга может сказать, что у нас в городе ситуация с общественным транспортом хорошая, нормальная или хотя бы сносная.
Мой собственный сын на дорогу от УПИ до дома каждый раз тратит по 2 часа, из которых 40 минут – это ожидание своего троллейбуса на остановке и минут 20 - пересадки. При этом формально есть прямой маршрут, только на практике транспорта или нет, или он идет в парк, или до «Гостиницы центральная». Сколько же времени из своей жизни мы теряем на ожидания автобуса или троллейбуса?!
Подвижной состав, кроме нареканий ничего не вызывает: некоторые машины старше меня. Но при таких тарифах (можете спорить со мной сколь угодно) модернизация транспортного парка вряд ли возможна. Никто не будет вкладываться в то, что не приносит прибыли. Отбросьте иллюзии – чудес в экономике не бывает: если транспорт приносит одни убытки, а компенсации за льготников задерживаются (деньги будут завтра, а заправиться, заплатить налоги и зарплату надо сейчас), то никто не будет его развивать - просто не на что. Наоборот, нужно «выжимать до последнего». Доказательства этому – на улицах нашего города.
Еще одна из очевидных особенностей нашего общественного транспорта это то, что различные виды транспорта между собой никак не взаимодействуют: трамваи, автобусы, троллейбусы, метро – все сами по себе. Но и это еще не всё. Каждый отдельный маршрут сам по себе. Часто можно видеть, как две или даже три единицы общественного транспорта разных маршрутов идут буквально друг за другом, а потом минут 20-30 вообще ничего не приходит. Есть по этому поводу хорошая пословица: «У семи нянек дитя без глазу».
Конечно же, модернизация в городе назрела. Но как это сделать? Вернее, как это сделать таким образом, чтобы жители города не страдали от нововведений, а получали от них пользу?
Нужно отдать должное администрации города: они сначала решили изучить вопрос, а потом принимать концепцию. Как видно из итоговых документов, «Город.PRO» профессионально и обдуманно подошли к вопросу. Проанализированы пассажирские потоки, где у нас люди живут, работают, учатся, отдыхают, как распределяется нагрузка на отдельные виды общественного транспорта и на отдельные маршруты в часы-пик и в остальное время…
Основная суть предложенных изменений – транспорт будет ходить чаще, но другими маршрутами – то есть маршруты не отменят, а заменят. Вся система общественного транспорта будет работать как единая сеть. По их предположениям, время ожидания снизится до 3 – 5 минут, сократится время, которое мы затрачиваем на поездку в целом, а транспортная доступность – точек на карте города, до которых можно будет доехать за те же 30 минут - час, - увеличится значительно, от 8 до 100%. На мой взгляд, это просто здорово.
При этом предполагается установка новых остановочных комплексов, пешеходных переходов и светофоров. Остановки собираются делать в радиусе 500 м., то есть не более 10 минут пешком.
Конечно же, предполагается разработчиками и замена подвижного состава в пользу более вместительных, но экономичных машин.
Новая транспортная система интегрирует все виды общественного транспорта в одну. Это должно сократить время на пересадки.
Сюда же прекрасно ложатся новые транспортные развязки и улицы, проект которых уже реализуется. Этого нет в концепции – это из градостроительных планов.
Порадовало, что проект рассчитан на реализацию в несколько этапов, на 3 года. Одномоментно это просто невозможно было бы выполнить. Я начинаю верить в реалистичность задуманного.
Если всё удастся, то в 97% мест города ожидать городской транспорт не придётся более 10 минут, а большинство маршрутов будет ходить по прямой из точки А в точку В, не делая крюк, как сейчас. И, как это ни странно звучит, некоторым и пересадку делать не придётся.
Теперь о минусах и рисках.
Первое, что бросилось в глаза, нигде не разработаны принципы коммуникации с городами-спутниками. Арамиль, Сысерть, Берёзовский, Пышма и т.д. не включены в эту концепцию. Между тем люди из того же Берёзовского каждый день ездят на работу или учёбу в центр Екатеринбурга. Как будет осуществляться движение в рамках «Большого Екатеринбурга» непонятно. Я лишь надеюсь, что в дальнейшем этот пункт тоже будет учтён и проработан.
Второй вопрос – финансирование всех этих изменений. Готов ли город потратить деньги на эти улучшения? И если бюджет проекта заложен на этот год, то будет ли он предусмотрен в полном объёме через год, через два?
Третий момент. Мне не очень понятно как эту большую концепцию будут реализовывать синхронно. Здесь администрации города придётся быть очень внимательными на всех этапах, контролировать полное достижение промежуточных результатов на ключевых точках и после этого идти дальше. Иначе может сложиться так, что остановки готовы, а светофоры ещё не установили или автобусы не привезли. Но это вполне решаемые вопросы - наш город осваивал и более сложные проекты.
Так же важно понимать, что все эти изменения невозможны без применения новых принципов оплаты проезда. Это тоже есть в предложенных документах. Существующая система тарифов требует от пассажира платить при входе в транспортное средство. Суть новой тарифной политики в том, чтобы человек платил за полную поездку, а не за количество пересадок, которые он сделал. Я лично с таким принципом оплаты сталкивался в Германии: купил билет на одну поездку и пересаживаешься на любой вид общественного транспорта в течение 1 часа 40 минут - это считается одной поездкой.
Рост тарифов, увы, но неизбежное зло. Он никак не связан с данной программой. С другой стороны, всё в рамках официальной инфляции.
И ещё один немаловажный момент – недопонимание горожан. Мне очень горько видеть то, что программа, направленная на улучшение системы общественного транспорта Екатеринбурга, на повышение комфорта горожан вызвала столько негатива. И это вполне объяснимо: никто не написал заголовок «Транспорт будет ходить в 3 раза чаще», зато фразы типа «Мэрия отменит 100 маршрутов» были во всех СМИ. Я вот тоже сначала насторожился. И администрации, и разработчикам стоило бы изначально донести до каждого мысль, что все эти изменения принесут благо, а не создадут новые трудности. Почему не начали разъяснительную работу изначально, до скандала? Я не знаю. Но также искренне не понимаю для чего сеять панику среди населения и регулярно «подкидывать дровишки в этот костер», вместо того чтобы гордиться достижениями нашего города, обсуждать плюсы и достоинства проекта. Если предварительные обсуждения велись только в кулуарах, а презентация была на форумах типа «Города России 2030», то реакция большинства вполне естественна. Простите, но кто ходит слушать такие доклады кроме специалистов? Вероятно, просто никто не ожидал, что очевидно полезный проект может вызвать такую бурю негатива. Стоило как-то изначально качественно работать с журналистами.
Положа руку на сердце, согласитесь: реформы назревали давно – они необходимы.
С каждым годом всё больше людей отказывается от пользования общественным транспортом по причине его неудобства.
Лично у меня разработчики концепции вызывают уважение. Видно, что здесь долго и кропотливо изучали вопрос, искали оптимальные варианты решения. Специалисты предложили все варианты, чтобы сделать городской транспорт комфортным, предсказуемым, быстрым и безопасным способом передвижения, таким, чтобы население само захотело им пользоваться.
Конечно, изменение одной только транспортной системы всех проблем в городе не решит. Нужно строить бесплатные автомобильные парковки, более ответственно подходить к строительству в городе, расширять дороги, строить развязки…
Решение проблем с городскими пробками путём введения платных парковок, оплачиваемого въезда в город при отсутствии альтернативы и т.д. – вот с чем горожанам стоило бы бороться по-настоящему.
Будет правильнее со стороны властей создать инфраструктуру, которая минимизировала бы нарушения правил дорожного движения: многоуровневые подземные и надземные паркинги в местах активности населения, например. Сегодня же с горожан дерут деньги за парковки в центральной части города, за эвакуацию по тарифам, в разы превышающим рыночные...
Все вопросы решаемы, если есть обоюдное желание администрации города и нас, горожан.
Не надо отстраняться от проблем - это наш город: мы живём и работаем здесь, поэтому необходимо взвешено и обдуманно подходить к их решению. И не нужно огульно обвинять всех в том, что кто-то хочет усложнить вашу жизнь. Давайте обращаться к первоисточникам. Вдруг всё не так ужасно, как рисует чьё-то воображение.
Нам, екатеринбуржцам, есть чем гордиться, многому у нас можно поучиться, равняться на нас. Мы и в вопросе комфорта и доступности общественного транспорта можем стать лидером и образцом для остальных городов нашей страны – ведь, по сути, это пилотный для России проект.
История показывает, что развитие транспортной системы является локомотивом для экономического роста городов и целых стран. Давайте позитивно и ответственно подходить к конструктивным нововведениям! От этого зависит уровень жизни и каждого человека в отдельности, и всего города в целом.