Трансформация индустриального девелопмента в Екатеринбурге

26.06.2024 10:14

Промышленность Екатеринбурга стремительно растет — за прошлый год объем производства увеличился на 25,5%. Такую динамику обеспечили не только предприятия ОПК, но также малые и средние производства — многие из них смогли нарастить объем заказов и занять новые ниши с уходом с российского рынка западных компаний. В этих условиях обострилась проблема, существующая в городе много лет: для того чтобы отвечать на современные вызовы, предприятиям нужно расширяться, но строить новые производства негде — в Екатеринбурге и пригороде практически не осталось свободных площадок, обеспеченных инженерными сетями.

Парки Екатеринбурга почти заполнены, а за Кольцевой автодорогой выбраны все мощности по электричеству и газу. Как в этих условиях расти местным предприятиям?

По мнению сопредседателя СРО «Деловая Россия» Александра Кошкина, сейчас в 20-30 км зоне от Екатеринбурга наблюдается не только дефицит площадок, но и дефицит мощностей — при переезде на такие участки требуются весомые вложения и время на подведение сетей. А для малого и среднего предприятия критически важно быстро выйти на новую площадку и начать работать.

Говоря о снижении затрат на инфраструктуру,  мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда есть инженерная инфраструктура, но нет транспортной или наоборот – нет мощностей, но есть дороги. А некоторые площадки для строительства представляют собой чистое поле: иногда подвести туда сети — дороже, чем реализовать весь инвестпроект. В такой ситуации предпринимателям нужна кооперация: либо им необходимо развивать земельный участок совместно с единомышленниками, либо нужно создавать на таких землях индустриальные парки— отметил Александр Кошкин.

Модератором круглого стола выступил генеральный директор "Про-Бизнес-Парк" сопредседатель «Деловой России» Денис Ремезов.

Он уверен, что без участия государства проекты, подобные его индустриальному парку, реализовать сложно, а срок их окупаемости может превысить 10 лет, поэтому одним из решений может стать механизм государственно-частного партнерства. 

— Думаю, что в широком смысле государственно-частное партнерство — это оптимальный вариант. Необходимо лишь определить, какая часть вопросов в этой финансовой модели будет возложена на государство, а какая — на бизнес. Мы уже имеем примеры подобных проектов — особые экономические зоны, где государство предоставляет площадки с инженерной инфраструктурой, а крупные застройщики занимаются строительством объектов. Изначально соотношение государственных и частных технопарков составляло 50/50. Однако сейчас баланс смещается в сторону частных. Из-за рыночной конъюнктуры и высокого спроса на рынок активно заходят застройщики, в том числе, которые раньше строили жилье. Однако остается необходимость решения вопросов, связанных с сетями — эти вопросы нужно проработать с государством, сетевыми компаниями и финансовыми институтами.

Полную версию статьи Делового квартала читайте здесь: «Затраты на инженерные сети ...