Часто слышим, что бухгалтер — это сотрудник, который работает на государство и платит налоги из «кровно заработанных». Обычно отношение к бухгалтерии соответствующее. Функционал отдела крайне ограничен и работают бухгалтеры в отдельной программе.
При этом начинается не очень логичная история. Бухгалтерия ведёт свою систему, где формируется отчётность для налоговой. Часть информации сотрудники других отделов заносят в google-таблицы или в программу управленческого учёта. Этими данными пользуются руководители, чтобы принимать решения и анализировать ситуацию в компании.
Это как минимум неэффективно: одну и ту же информацию надо внести сразу в две базы. А когда мы захотим свести данные и оценить размер прибыли, то выяснится, что часть данных в одном месте, другая — в другом. Чтобы собрать всё вместе, надо потратить время. А перед этим ещё проверить достоверность информации, потому что неизбежно цифры начнут расходиться.
Как тогда организовать учёт, чтобы две параллельные вселенные не спорили между собой?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории.
Основную задачу учёта ещё в 16 веке сформулировал Лука Пачоли — итальянский математик, который изобрел систему двойной записи. Эту систему, кстати, до сих пор используют бухгалтеры всего мира.
По словам Пачоли, основное назначение учёта — формирование сведений как относительно долгов, так и обязательств, а также быстрое получение сведений. Суть не изменилась за последние 500 лет.
Учёт должен предоставлять полную и достоверную информацию обо всём, что происходит в компании. И уплата налогов — то, за что отвечает бухгалтерская служба — лишь одна из задач.