Управление доходностью товаров актуально для оптовой и розничной торговли — и в случае нескольких десятков, и нескольких тысяч SKU. Компании важно понимать, какие товары продавать выгодно, а от каких стоит отказаться. Как сформировать ассортиментную матрицу эффективно. Рассказываем, как анализировать товары — чтобы в конечном итоге зарабатывать больше на каждый рубль, вложенный в товар.
Расчёт себестоимости и маржи
Основа для правильного расчёта маржи — себестоимость товара, которая включает в себя все затраты, связанные с торговой деятельностью: закупочные цены, затраты на логистику, аренду, зарплату персонала, налоги и т.д.
Для расчёта себестоимости товара обычно используется 1С:Управление торговлей. В программе в зависимости от версии есть три способа расчёта себестоимости товара:
- Средняя взвешенная оценка.
Усредняет все партии, расходы по менеджерам, по допрасходам. Не подходит для компаний с оптово-розничной торговлей.
- Метод FIFO (first in, first out), или РАУЗ.
Способ показывает остаток товара на конец периода и позволяет заводить документы в систему в любой последовательности. Минус FIFO — внутри месяца стоимость всех реализаций усредняется.
- Классический партионный учёт.
В этом случае себестоимость внутри месяца не усредняется. Но партионный учёт требует последовательности заведения документов.