Ключевые показатели торговой компании: на что ориентироваться?

01 Марта 2021

Как оценить эффективность бизнеса в сфере торговли? Для этого есть ряд финансовых показателей, которые позволяют отслеживать динамику по ключевым метрикам и принимать управленческие решения. Рассказываем, что это за показатели, как их рассчитывать и интерпретировать.

Все ключевые показатели отражаются в Отчёте о доходах и расходах (ОДР) — одной из базовых форм финансовой отчётности. Его также называют отчётом о прибылях и убытках. Это источник достоверной информации о состоянии компании. Как развивается организация, сколько прибыли зарабатывает, насколько эффективны продажи — на все эти вопросы отвечает ОДР. У каждой компании — своя форма и свои показатели, потому что это сильно зависит от специфики работы.

В статье мы перечислили ключевые показатели для торговых компаний. Заглавными буквами — самые важные контрольные точки.

Выручка по продуктам

Показатель отражает выручку, разделённую на продукты. Так мы узнаём, какой из продуктов принёс больше выручки. Рассчитываем, суммируя цены продаж с НДС. Влияет на принятие решений о формировании матрицы продуктов.

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖ

Это выручка с учётом премий от поставщиков за проданный товар. Так мы узнаём сумму, которую зарабатывает компания за определённый период. Как рассчитать: суммировать выручку с НДС и премию от поставщика за продажи.

Средняя товарная накладная по группе продуктов

С этим показателем мы можем контролировать средний чек по каждой группе продуктов и клиентов. Рассчитать просто: разделите выручку на количество товарных накладных (покупок). Анализируя показатель мы видим спрос на товарные группы.

Средняя продажная цена

Показывает среднюю продажную стоимость проданного продукта. Чтобы её вычислить, делим выручку на количество проданных товаров.

Средняя продажная цена с бонусами от поставщика

Этот же показатель, но с учётом бонусов от поставщика. Рассчитываем так: выручку плюс финансовую премию от поставщика делим на количество проданных товаров.

Себестоимость

Показатель даёт понимание структуры себестоимости товара и помогает её контролировать. Для торговой компании это — цена приобретения товара без НДС. Отслеживая динамику себестоимости можно, например, принимать решения о работе с конкретными поставщиками, размере дальнейшей наценки.

Читать далее >>>