Когда собственник приходит с запросом внедрения управленческого учёта, но подразумевает некую внешнюю надстройку и не планирует погружаться в процесс — это вряд ли сработает. Потому что постановка учёта — всегда командная работа и настрой «давайте делать вместе» подходит лучше. Объясняем, почему это важно и что ещё нужно от руководителя и сотрудников.
Постановка управленческого учёта (УУ) требует много сил, энергии, времени. И не только от нас, но и от руководителя компании. Его вовлечённость в процесс очень важна: надо быть готовым к изменениям, принимать волевые решения, работать над своими установками и установками своей команды.
Зачем — определяет собственник
Руководитель должен в первую очередь сформулировать — зачем ему управленческий учёт и что он хочет получить в итоге. Потому что УУ — это история не про «красивые» отчёты, а про эффективность бизнеса. Ещё до того, как приступить к настройке процессов, мы спрашиваем: какие показатели хочет видеть в отчётах глава компании, какая аналитика нужна.
Бывают ситуации, когда сложно сформулировать, что конкретно нужно. Тогда важно понять, в чём ключевая проблема бизнеса — где та боль, из-за которой клиент пришёл к нам. Например, у компании возник кассовый разрыв и надо понять причину. Иногда собственник уверен, что всё в порядке, но при детальном разборе становится ясно, что это не так.
Пример из практики. Владелец компании, которая занимается производством и оптовой торговлей не забирал прибыль из бизнеса в виде дивидендов, а вкладывал деньги в дело. Собственник был уверен — это на пользу компании.
Но мы собрали управленческую отчётность за три года и поняли — прибыль, по сути, уходит в дебиторскую задолженность, она осела в оборотном капитале.