Никто не застрахован от ситуации, когда в бизнесе не хватает денег. Но справится с ситуацией тот, кто понимает причины, а значит, пути решения.
В офисе небольшой, но перспективной сантехнической компании в понедельник прямо с утра:
— Шеф, надо завтра край заплатить подрядчику. Иначе они завтра с объекта уйдут. Если уйдут — мы не сдадим вовремя. Через две недели всё закончим и заказчик нам заплатит.
— (шеф про себя) Да сколько ж можно! Я их что печатаю что ли? Почему опять нет денег?
— (вслух) Ладно! Решу. Еще Виктору Петровичу не звонил, попробую у него перехватить.
Причин, почему не хватает денег, может быть много. Разберем одну из. На примере этой сантехнической компании.
В компании два основных направления — сантехнические услуги населению (b2c) и крупные монтажные работы для заказчиков юридических лиц (b2b). В первом — низкие чеки, большой штат, большие расходы на продажу продвижение и рекламу, сложный контроль качества, но работают по принцип "утром деньги — вечером стулья", небольшая рентабельность. В направлении b2b — крупные контракты, высокая рентабельность, возможность привлечения субподрядчиков, понятный контроль качества, отсутствие расходов на рекламу. Учитывая маржинальность и договоренности об отсрочках с поставщиками материалов, допустимые условия по оплате для клиентов — 50/50.
Что же произошло, почему не хватает денег? То ли расходы на рекламу в b2c слишком большие, то ли в отсрочке просчитались?
Ответь на эти вопросы было просто невозможно — шеф не видел, сколько каждое направление действительно зарабатывает и сколько тратит, не видел, чем отличаются фактические цифры от плана. Единственное, что было понятно, это то, что поступающих на счёт денег явно не достаточно, чтобы заплатить обязательные платежи.