Привычный расчёт чистой прибыли, которым пользуется большинство предпринимателей, такой: доходы за месяц минус все текущие расходы. Если всё корректно посчитано, то чистая прибыль — это сумма, которую можно направлять на выплату дивидендов или инвестиции. И чаще всего именно показатель Чистой прибыли используется как KPI для топ-менеджмента.
А вот многие крупные западные компании главные KPI завязывают не на чистой прибыли, а на показателе EVA.
Что такое EVA?
EVA (Economic Value Added) — экономическая добавленная стоимость. Считается более честной чистой прибылью, потому что чистую прибыль мы уменьшаем на стоимость собственного капитала, который используется в бизнесе.
Как мы знаем, для получения прибыли компании привлекают собственный и заёмный капитал. И если стоимость заёмного капитала учтена в расходах через проценты, то стоимость собственного капитала в отчёте о доходах и расходах не фиксируется. Но, тем не менее, капитал не может быть бесплатным.
Акционер или собственник, вкладывая деньги в бизнес, понимает, что капитал должен генерировать минимальную доходность. Как раз это EVA и учитывает: вменённую стоимость капитала. Потому что любой капитал, используемый в бизнесе, платный.
С середины девяностых годов прошлого века этот финансовый показатель стал популярным у крупных холдинговых структур, в том числе Coca-Cola, Mitsubishi и т.д. Большинство крупных зарубежных корпораций используют именно его для мотивации топ-менеджмента.
По сути, показатель EVA отражает, как эффективно работает ваш капитал. Рассчитывают его так: из чистой прибыли вычитается средневзвешенная стоимость капитала, умноженная на привлечённый капитал.