Если у вас есть дебиторская задолженность, значит, вы — кредитор. Поэтому важно знать, как управлять рисками: например, понимать, кому можно отгружать в кредит, в рассрочку, а кому — нельзя. Это должна определять политика кредитования покупателей.
Даже если у вас нет формализованного документа по кредитной политике, это значит, у вас такой подход к управлению риском и к форме кредитования покупателей.
Какие типы политик кредитования покупателя существуют?
Первый тип – агрессивный, когда рост продаж происходит за счёт лёгкого предоставления отсрочек.
У таких компаний обычно нет финансового мониторинга, рейтинга покупателей и формализованного документа. Они используют мягкие процедуры инкассации: в суд компания обращается только в крайнем случае, покупатель всегда прав. Благодаря этому обычно растут продажи и выручка.
Обычно при этом рост дебиторской задолженности обгоняет рост выручки. И в краткосрочной перспективе это, наверное, позитивно. Но если рассматривать в долгосрочном промежутке времени, то такая стратегия оказывается не выигрышной или убыточной для предпринимателя. Потому что в каждой дебиторской задолженности есть невозвратная часть, и её приходится списывать на убытки.
И если у компании агрессивная политика кредитования, то убытки от списания обычно значительные.
В противоположность этому типу, есть консервативная политика кредитования покупателей. У этих компаний все наоборот:
- формализован и четко определён регламент предоставления отсрочек;
- выверен и сформирован профиль по каждому покупателю;
- внедрена рейтинговая система оценки;
- менеджеры обосновывают отсрочку и оценивают уровень риска;
- используют жесткие процедуры инкассации.
Здесь обычно рост выручки умеренный, зато минимальны или отсутствуют убытки от списания дебиторской задолженности.