Политика кредитования покупателей при работе с отсрочкой платежа: типы политик, методы инкассации

06 Апреля 2021

Если у вас есть дебиторская задолженность, значит, вы — кредитор. Поэтому важно знать, как управлять рисками: например, понимать, кому можно отгружать в кредит, в рассрочку, а кому — нельзя. Это должна определять политика кредитования покупателей.

Даже если у вас нет формализованного документа по кредитной политике, это значит, у вас такой подход к управлению риском и к форме кредитования покупателей.

Какие типы политик кредитования покупателя существуют?

Первый тип – агрессивный, когда рост продаж происходит за счёт лёгкого предоставления отсрочек.

У таких компаний обычно нет финансового мониторинга, рейтинга покупателей и формализованного документа. Они используют мягкие процедуры инкассации: в суд компания обращается только в крайнем случае, покупатель всегда прав. Благодаря этому обычно растут продажи и выручка.

Обычно при этом рост дебиторской задолженности обгоняет рост выручки. И в краткосрочной перспективе это, наверное, позитивно. Но если рассматривать в долгосрочном промежутке времени, то такая стратегия оказывается не выигрышной или убыточной для предпринимателя. Потому что в каждой дебиторской задолженности есть невозвратная часть, и её приходится списывать на убытки.

И если у компании агрессивная политика кредитования, то убытки от списания обычно значительные.

В противоположность этому типу, есть консервативная политика кредитования покупателей. У этих компаний все наоборот:

  • формализован и четко определён регламент предоставления отсрочек;
  • выверен и сформирован профиль по каждому покупателю;
  • внедрена рейтинговая система оценки;
  • менеджеры обосновывают отсрочку и оценивают уровень риска;
  • используют жесткие процедуры инкассации.

Здесь обычно рост выручки умеренный, зато минимальны или отсутствуют убытки от списания дебиторской задолженности.

Читать далее >>>