Каждый предприниматель знает, что бухгалтерский учёт надо вести обязательно. А вот с какой целью? И тут самый распространённый ответ — бухгалтерский учёт нужен для того, чтобы заплатить как можно меньше налогов. Действительно, налоги занимают немалую долю прибыли и немалую часть заботы предпринимателя.
Но функции учёта гораздо шире. Eщё в 15 веке итальянский математик Лука Бартоломео Пачоли, который и изобрел систему двойной записи, так сформулировал главную цель учёта: получение информации о состоянии дел, «ибо учёт следует вести так, чтобы можно было без задержки получать всякие сведения как относительно долгов, так и требований».
Поэтому главная цель учёта — это формирование полной и достоверной информации о деятельности организации. Для этого необходимо каждую хозяйственную операцию корректно отразить в учётной системе. Корректно — это значит достоверно и своевременно.
А три вида учёта — бухгалтерский, налоговый, управленческий — это разные формы итоговой отчётности, которые получаются из одних и тех же первичных данных.
- Налоговый учёт — формирование налоговых деклараций на основании данных первичного учёта.
- Бухгалтерский учёт — формирование бухгалтерской отчётности по стандартам Минфина.
- Управленческий учёт — формирование отчётности с информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
Любая первичная информация в момент занесения в информационную учётную систему по умолчанию пригодна для трёх потребностей: для расчёта налогов, для формирования бухгалтерского баланса и для управленческой отчётности.